Фонема как пучок дифференциальных признаков. Vii. фонемы и системы фонем. В чем проявляются диффузные изменения паренхимы поджелудочной железы

Фонема имеет свою структуру, имеет ряд признаков, которые самостоятельно не существует, а сосуществуют в фонеме. Причем одними признаками фонема может отличаться от другой, а другие наоборот, являются общими, объединяющими.Различительные признаки фонем и устанавливается в сигнификативно сил. п оз..

Признаки, необходимые для определения данной фонемыв сигн. сил. поз. называются дифференциальными признаками (фр. differencire – различать).

Эти признаки позволяют различать одну фонему от другой. Например, ˂и˃ - верхний подъем, нелаб. - эти признаки, воплощающие фонему и в сигн. сил. позиции, позвол. отличить от др. фонем, например, от фонемы ˂у˃ - верхней подъем, лабиал.

Таким образом дифференциальный признак фонемы определяется с помощью противопоставлений. В теории МФШ набор дифференциальных признаков может быть разным.

Например: ˂а˃ - тол. ниж. под. и отсутст. призн. лабиал-ти. (тол. а ниж. под.)

Интегральный признак - признак зв., воплощающих фонему, которые не участвуют в противопоставлении фонем другим фонемам. Интегральный признак часто не самостоятелен, эти признаки вынужденные, часто связаны с предсказательными возможностями звука, который воплощает фонему.

Например, для гласных фонем (интегральный признак – ряд, так как он в высшей степени подвижен)

[ӓʹ] - в позиции между двумя согласными более переднего образования, чем [а] после твердых или между двумя твердыми согласными, но они оба образ. фонему а.

Для гласных звуков [ӓ] и [a] показатель ряда связан с предсказательностью.

Признак лабилизованности для [a] - интегральной признак.

Для согласных:

[ц] – признак гл.-зв. - ИП

Общепринятой пары по глухости-звонкости у него нет.

[ц] - [дˆз] - возникает только в потоке речи; как функциональная единица этот звук не существует. поэтому ˂ц˃. В отличие от [т] и[д] , ˂т˃ и ˂д˃ - призн. гл. –зв. – ИП.

꞊˃Дифференциальные и интегральные признаки выполняют разные функции.

Дифференциальные признаки необходимы для различения значимых единиц (сигнификативная функция), интегральные признаки в большинстве случаев выполняют предсказательную функцию.

Московская фонологическая школа:

характерно противопоставление фонемы, которая обладает набором дифференциальных признаков звука, который ее реализует. Звук имеет набор дифференциальных признаков и интегральных признаков. Для того, чтобы определить фонему, необходимо назвать дифференциальный признак. чтобы охарактеризовать звук нужно назвать и дифференциальные и интегральные признаки.

Санкт Петербургская фонологическая школа: признак твердость мягкость является дифференциальным признаком для согласных. Однако СПФШ считает, что дифференциальный и интегральный признак характеризуют фонему и ее аллофоны(варианты и вариации).Это вытекает из понимания основной функции фонемы в СПФШ. С этой точки зрения фонемы и аллофоны важные необходимые, чтобы знать слова в полной мере. В любой позиции фонема способна выполнять и различительную и предсказательную функции одновременно.По теории СПФШ ни фонемы,ни ее дифференциальные признаки не подвергаются нейтрализации,поэтому в любой позиции набор ДП и ИП постоянен.

Если набор дифференциальных признаков устанавливается в сигнификативно сильной позиции, то в СПФШ в полном типе произнесения.Более того в обоих школах способы определения дифференциальных признаков фонем отличаются꞊˃ разные результаты.

Дифференциальные признаки:

  • подъем
  • лабиализованный - не лабиализованный (у всех глас. кроме [а]). Признак ряда - интегральный признак.

Что касается согласных(согласных обладает четырьмя дифференциальными признаками(:

  • Место образования
  • способ образования
  • глухости-звонкости
  • твердости-мягкости

Один интегральный признак - шумность-сонорность.

В СПФШ все признаки признаются дифференциальными признаками. у всех согласных набор дифференциальных признаков: место образования, способ образования, твердость мягкость, глухость звонкость, шумность сонорность.

Оби школа объединяются в том что фонемы неотделимые, нельзя рассматривать в отрыве от фонем.

Дифференциальные признаки

определённые свойства языковых единиц, противопоставляющие эти единицы другим единицам того же уровня, которые либо не обладают данными свойствами, либо обладают противопоставленными им свойствами. Например, русский звук «ль» противопоставлен звуку «л» по палатализованности (наличие - отсутствие свойства), словоформа «стол» - словоформе «столы» по числу (единственное число и множественное число), значение слова «человек» - значению слова «камень» по одушевлённости (одушевлённое - неодушевлённое). Понятие Д. п. более всего разработано в фонологии, где оно является основополагающим. Различаются релевантные и нерелевантные (иррелевантные) признаки. Данный Д. п. является релевантным для данной фонологической системы, если по этому Д. п. противопоставляются какие-либо фонемы (См. Фонема) данного языка (так, признак «звонкости - глухости» согласных релевантен для русского, немецкого, французского, английского и некоторых других языков). Однако и релевантный Д. п. может оказаться нерелевантным при некоторых условиях, например если он обусловлен позицией звука (глухость согласных на конце слов в русских языках нерелевантна) или особенностями фонологической системы.

Американские учёные Р. Якобсон, Г. Фант, М. Халле предложили список из 12 универсальных двоичных акустических Д. п., достаточный, по их мнению, для исчерпывающего описания фонологической системы любого языка. Понятие Д. п. используется и на других уровнях языковой структуры и является одним из основных понятий современной лингвистики.

Лит.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., 1960; Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968; Jakobson R., Fant С. G. М., Halle М., Preliminaries to speech analysis, Camb., 1955 (рус. пер. 2 части - в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962); Jakobson R., Halle M., Fundamentals of language, "s-Gravenhage, 1956.

В. В. Раскин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дифференциальные признаки" в других словарях:

    дифференциальные признаки - дистинктивные, различительные признакиТолковый переводоведческий словарь

    - (от лат. differens различающий). Признаки, которыми данная фонема противопоставляется другим фонемам языка, ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность невокальность, консонатность неконсонантность; глухость звонкость, взрывность… … Словарь лингвистических терминов

    1) характер соотношения чужой и авторской речи: а) с точки зрения героя и автора совмещаются; б) типична буквальная передача содержания чужой речи; 2) лингвистические признаки способов передачи несобственно прямой речи: а) позволяет сохранить все …

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    1) характер соотношения чужой и авторской речи: а) чужая речь передается с точки зрения автора; б) типична передача основного содержания чужой речи; 2) лингвистические признаки чужой речи: а) не позволяет сохранить всех особенностей передаваемой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    дифференциальные признаки несобственно-прямой речи - 1) характер соотношения чужой и авторской речи: а) с точки зрения героя и автора совмещаются; б) типична буквальная передача содержания чужой речи; 2) лингвистические признаки способов передачи несобствен нопрямой речи: а) позволяет сохранить …

    дифференциальные признаки прямой речи - 1) характер соотношения чужой и авторской речи: а) чужая речь передается с точки зрения говорящего (героя); б) типична буквальная передача содержания чужой речи; 2) лингвистические признаки прямой речи: а) позволяет сохранить все лексико… … Синтаксис: Словарь-справочник

    дифференциальные признаки способов передачи косвенной речи - 1) характер соотношения чужой и авторской речи: а) чужая речь передается с точки зрения автора; б) типична передача основного содержания чужой речи; 2) лингвистические признаки чужой речи: а) не позволяет сохранить всех особенностей… … Синтаксис: Словарь-справочник

    дифференциальные признаки бессоюзных сложных предложений неоднородного состава - 1) закрытость структуры; 2) разнотипность частей в семантическом плане; 3) возможность различного грамматического оформления предикативных частей; 4) использование различных типов интонационного оформления конструкций … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    дифференциальные признаки параллельной связи - 1) основной способ действия механизмов связи – повтор; 2) ведущие средства связи: лексические повторы, слова одной тематической или лексико семантической группы; 3) последовательность с константной темой или с производными темами … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Речевые единицы устной русской речи. Система, зоны употребления, функции , С. В. Андреева. В монографии рассматриваются речевые единицы устной русской речи: их системность, зоны употребления, прагматическая направленность. Представлен многоаспектный анализ…

Интегральные – это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.

Дифференциальные признаки фонем связаны с различием акустических признаков звуков, что, в свою очередь, связано с различиями в их артикуляции, т. е. с разницей в работе органов речи. Звонкость - наличие в звуке не только шума, но и тона, создаваемого работой голосовых связок; мягкость - большая высота звука, вызванная изменением формы ротового резонатора в результате дополнительной артикуляции - подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Фонемы, которые отличаются лишь одним дифференциальным признаком, называются парными. Парными в русском языке являются фонемы |б| и |б"|, |б| и |п|, |д| и |д" , |д| и |т| и т. д. Непарными оказываются, например, фонемы |ц и |ч"|, так как нет фонемы, которая отличалась бы от |ц| или от |ч"| только одним признаком.

Позиции фонемы

Различают позиции фонем сильные и слабые . Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией (Позиция максимальной дифференциации) . Так, для гласных фонем позиция под ударением является сильной позицией. В этой позиции выступают все гласные фонемы: |а|д, |о|да, |у|мный, |и|глы, |е|то. Для согласных фонем позицией максимальной дифференциации является позиция перед гласными. В этой позиции выступают все согласные фонемы: |т|ак, |д|ал, |т"|ик, |д"|ик, |с|ок, |з|ол, |с"о|л, (от село), |з"|имы, |в|ор, |ф|орма, |в"|ид, |ф"|ирма, |п|ол, |б|ор… Слабой позицией (Позиция минимальной дифференциации) называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.). Так, в словоформах ко|з|а и ко|с|а фонемы |з|, |с| противопоставляются друг другу, а в звуковом виде |кос| противопоставление отсутствует и на месте |з|, |с| представлена одна фонема |с|. В звуковом виде |кос| слились две словоформы: коз (от коза) и кос (от коса). В таком случае, как нет |кос|, смыслоразличение нарушено.

Функции фонем

Фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экс­понентов морфем и слов.

Функции:

1)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал в составе экспонентов морфем, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)
2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной , напр. рука - руке.

В некоторых случаях фонема осуществляет как свою конститутив­ную, так и дистинктивную функцию «в одиночку». Это имеет место в однофонемных словах вроде русских союзов а, и, предлогов о, у, к, с, в, некоторых междометий и т. п. Несколько чаще встречаются однофонемные морфемы - окончания, суффиксы и т. д. Но более типичен другой случай, когда фонема осу­ществляет свою конститутивную функцию, участвуя вместе с другой или другими фонемами в образовании экспонента слова или морфемы. Так обстоит дело во всех многофонемных (двух- и более фонемных) словах и морфемах. Если экспоненты таких слов или морфем разли­чаются между собой одной фонемой, например бур: бор: бар, или стул: стол, или окончание дательного падежа -ам: окончание пред­ложного падежа -ах (рукам: руках), дистинктивная функция фонемы как бы сосредоточена в одной точке и потому выступает особенно от­четливо.

25. Фонологическая система языка

Фонология (от греч. phone – звук), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль, которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Основной единицей Ф. является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонема (от греч. phonema – звук) – это мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению. Фонема обладает перцептивной (доведение до восприятия) и сигнификативной (смыслоразличительной) функциями. Все общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка, называются интегральными. Интегральным признакам противостоят дифференциальные. Дифференциальными признаками фонем обозначают их акустико-артикуляционные свойства, которые воспринимаются говорящими и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем.

В звуковой цепи фонемы произносятся как варианты, т.е. как конкретные звуки речи – фоны. Варианты фонем могут быть фонетическими и нефонетическими. Нефонетические делятся на индивидуальные, диалектные и орфоэпические. Среди всех вариантов фонем выделяется основной. Основным вариантом называется такое произнесение фонемы, при котором сохраняются все ее признаки. Идеально такой вариант представляется при изолированном произнесении фонемы. Близко этому идеалу фонемы проявляются в благоприятных условиях для них произносительных условиях, их называют сильными позициями (им противостоят слабые).

Сильные позиции выявляют в большей степени акустико-артикуляционные признаки звуков речи, сильные позиции гласных и согласных различны. Для гласных сильная позицияударный слог, для согласных – мягкость и твердость. Слабая позиция порождает варианты, которые утратили один или несколько акустико-артикуляционных признаков, свойственных фонеме данного языка.

Каждая фонема характеризуется своим фонологическим содержа­нием, представляющим собой совокупность всех существенных призна­ков данной фонемы, отличающих ее от других фонем и прежде всего от близкородственных фонем. В современной лингвистике такой существен­ный признак получил наименование дифференциального (различительно­го). Совокупность таких дифференциальных признаков специфична для каждой фонемы. Так, для русской фонемы /д/ дифференциальными при­знаками будут следующие:

Переднеязычность, различающая [д] и [б]: док - бок;

Смычность, различающая [д] и [з]: дол - зол;

Звонкость, различающая [д] и [т]: дом - том;

Ртовость, различающая [д] и [н]: дам - нам;

Палатальность, различающая [д] и [д"]: дыма - дима.

26.Фонетическое членение речи

Фонетика (греч. phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

Звук речи – это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.

Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные.

Классификация гласных. Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, а также работа губ; дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.

Различаются три ряда – три типа гласных – передние, средние и задние. По подъему языка различаются три подъема – верхний, средний и нижний; гласные верхнего подъема называются узкими, среднего подъема – средними, нижнего подъема – широкими. По участию губ в их образовании гласные делятся на губные и негубные. По долготе гласные делятся на долгие и краткие. Кроме долгих гласных в языках мира существуют дифтонги – гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие. В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент; в восходящем – второй.

Классификация согласных. Если при характеристике гласных работа голосовых связок и способ артикуляции не учитывались, то при описании согласных эти признаки являются классификационными. Основанием классификации согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок. По способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые (фрикативные). По активному органу согласные делятся на три типа: губные, язычные и заязычные (гортанные); более разнообразные и распространены в языках мира язычные согласные, особенно переднеязычные. Губные согласные бывают губно-губными и губно-зубными. Язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные (свистящие) согласные по месту артикуляции бывают зубными и передненебными (шипящие); в зависимости от положения кончика языка переднеязычные делятся на дорсальные, апикальные и какуминальные. Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные) и гортанные. По работе голосовых связок согласные делятся на шумные (глухие и звонкие) и сонорные.

До сих пор мы предполагали, что фонемы языка не разложимы далее: что они являются минимальными элементами выражения (если использовать терминологию предыдущей главы, см. § 2.2.5). Это предположение все еще встречается в большинстве стандартных учебников лингвистики, хотя его подвергли сомнению более 30 лет тому назад Трубецкой, Якобсон и другие представители Пражской школы. Их подход к фонологии в последнее время приобрел сторонников не только в Европе, где у него всегда было много приверженцев, но также и в Америке.

Согласно Трубецкому и его последователям, фонема далее разложима на дифференциальные признаки. Рассмотрим, например, следущие девять английских фонем: /к/, 1^, /п/, IV, /о7, /п/, /р/, /Ь/, /т/. Вот типичные примеры слов, в которых они встречаются в начальном и конечном положении:

Пробел в строке для /д/ означает, что эта фонема не встречается в начале слова. В рамках описанной выше интерпретации фонемной теории каждая из этих девяти фонем полностью отлична от всех прочих. Фонетические соображения релевантны для решения вопроса об аллофоническом варьировании (то есть для объединения звуков речи, находящихся в дополнительной дистрибуции, как контекстуально обусловленных вариантов одной фонемы), но не для трактовки отношений между фонемами. Как пишет Хоккет, «...следует постоянно помнить, что фонема в некотором данном языке определяется только в терминах ее отличий от прочих фонем того же языка». Фонологи Пражской школы были бы склонны внести поправку в это утверждение, определяя каждую фонему в терминах как ее отличий, так и сходств по отношению к другим фонемам того же языка.

Если обратиться к упомянутым выше девяти английским согласным фонемам, то мы можем выделить семь признаков, или компонентов, которым мы можем дать следующие названия (основываясь на частичном описании их аллофонов в терминах артикуляторной фонетики): велярный, лабиальный, дентальный (или альвеолярный);

глухой, звонкий; ротовой, носовой. Из них различие между звонким и глухим можно рассматривать как различие между наличием или отсутствием признака звонкости, а различие между носовым и ротовым - как различие между наличием или отсутствием назаль-ности. Если считать, что велярный, лабиальный и дентально-аль-веолярный компоненты представляют собой взаимно независимые признаки, каждый из которых может присутствовать или отсутствовать, то можно описать наши девять согласных в терминах пяти двузначных переменных. Эти переменные - Ьа (лабиальность), Уе (велярность), Бе (дентальность или альвеол я рность), Уо (звонкость), Ыа (назальность) - могут принимать два значения: положительное (наличие) и отрицательное (отсутствие). Мы будем использовать двоичные знаки 1 и 0 в качестве символов этих положительного и отрицательного значений (ср. § 2.4.3).

В рамках этой нотации каждая из рассматриваемых девяти фонем может быть представлена как колонка значений в двумерной матрице ^ем. табл. б1!.

Например, колонка для /к/ (в табл. 6) читается (сверху вниз) как 01000, колонка для 1ф - как 01010 и т. д. Заметим, что всякая фонема отличается от любой другой по меньшей мере одним значением из пяти переменных признаков.

Теперь мы должны провести различие между функциональным и нефункциональным значениями. Фонологический контраст между /к/ и /¿1 заключается исключительно в отрицательном или положительном значении переменной Уо; так же определяется контраст между /р/ и /Ь/ и между /{/ и 16.1. Оппозиция глухой vs. звонкий, таким образом, является минимальным функциональным противопоставлением в рамках английских ротовых взрывных согласных: это дифференциальный признак. С другой стороны, через посредство положительного значения признака Na (назадьность) фонема /п/ противопоставляется как фонеме /к/, так и Igl, фонема /т/ - как /р/, так и 1Ы, а фонема /п/ - как HI, так и 161; в то же время тот факт, что носовые согласные (/rj/, /т/ и /п/) также реализуются как звонкие, можно рассматривать как нерелевантный для фонологической структуры английского языка. Назальность предполагает, или детерминирует, звонкую фонетическую реализацию в английских словах: не существует пар слов, которые различались бы только тем, что в одной и той же позиции парадигматического контраста в одном слове встречается глухой носовой, а в другом - звонкий носовой. В этом смысле звонкость нефункциональна в сочетании с назальностью. Подобным образом, поскольку не существует согласных, которые были бы как лабиальными, так и велярными, как лабиальными, так и дентальными, как дентальными, так и велярными и т. п., положительное значение признаков La, Ve или De в какой-либо колонке матрицы детерминирует отрицательное значение двух других. Мы можем, таким образом, построить новую матрицу, в которой знак «+» будет обозначать «положительное» значение, а знак «-» - «отрицательное», а отсутствие как «плюса», так и «минуса» - «нефункциональность» (см. табл. 7). Каждая из девяти рассматриваемых фонем теперь отличается от прочих двумя либо тремя дифференциальными признаками.

Преимущество этого подхода состоит в том, что он позволяет нам установить более систематическим и более экономным образом ограничения на дистрибуцию отдельных классов фонем. Например, хотя существует множество английских слов, в которых в первых двух позициях находятся /sp/, /sk/ или /st/ (например, spot "пятно", skip "скакать", step "шаг"), нет ни одного, которое начиналось бы с /sb/, /sg/ или /sd/. Совершенно ясно, что совпадение комбинаторных особенностей /р/, /к/ и HI, с одной стороны, и 1Ы, Igl и Idl - с другой, не «случайно». Здесь мы должны описывать не шесть независимых «фактов», но только один: «В контексте ls-1 различие между звонкими и глухими согласными не функционально». Существует множество других контекстов, относительно которых было бы уместно считать, что та или иная оппозиция между одним классом фонем и другим не функциональна.

Cтраница 1


Дифференциальные признаки используются в качестве характеристики содержания понятия.  

В заключение приведем дифференциальный признак выпуклых функций, который, учитывая лемму 9.5, может быть получен из соответствующего результата для функции одной вещественной переменной. При этом, естественно, речь будет идти о дважды дифференцируемых функциях, имеющих непрерывные частные производные второго порядка.  

Устанавливая различные значения дифференциальных признаков, мы получаем класс понятий с однородной структурой: все понятия данного класса обладают одинаковой схемой.  

Но тогда это условие, учитывая лемму 9.5 и известный дифференциальный признак выпуклых функций одной вещественной переменной, является необходимым и достаточным для выпуклости рассматриваемой функции f (x), что и требовалось показать.  

Однако цвет колоний на средах с ТТХ не является достаточно четким дифференциальным признаком для энтерококков.  

В связи с этим безотносительно к предыстории нагружения нельзя указать дифференциальный признак (типа Т), разделяющий активное и пассивное продолжение процесса. Можно лишь считать установленным, что для пропорционального докритического нагружения существует пучок направлений догрузки, для которого использование соотношения (1.8) может быть оправдано и во многих случаях приводит к.  

Из выражения (2.18) непосредственно следует, что сущность er G extR обладает дифференциальными признаками обоих понятий Р и Q, что соответствует сформулированному выше правилу наследования признаков для абстракции агрегации. Так, понятие АВТОМОБИЛЬ наследует все признаки, относящиеся к понятиям ДВИГАТЕЛЬ, КУЗОВ и ШАССИ. При этом множество признаков понятия АВТОМОБИЛЬ является объединением признаков своих составных частей.  

Условные реакции симпатии и антипатии нами будут рассмотрены на основе функциональных схем Хассен-штайпа, которые должны пояснить существенные дифференциальные признаки.  

Установленный факт является весьма важным, так как для одноэкстремальных задач на выпуклых множествах в случае дифференцируемое соответствующих функций могут быть сформулированы дифференциальные признаки решения, позволяющие построить эффективные численные методы. В то же время для многоэк - стремальных задач эффективно проверяемых признаков решения в принципе существовать не может.  

Полевый 1финцип исследования фразеологизмов позволяет объединять в одно фразеологическое поле единицы, характеризующиеся семантической общностью, которые располагаются как ядро и периферия в зависимости от структуры значения: обладающие наиболее общим значением элементы поля находятся в ядерной части, периферию будут составлять единицы, значение которых отягощается различными дифференциальными признаками. Внутри поля его компоненты связаны системными отношениями и могут объединяться в более мелкие группировки (микрополя), которые перекрещиваются, обеспечивая фразеосемантическому полю незамкнутую структуру. В целом таким образом создается определенная модель фрагмента картины мира, отраженной в специальном наборе фразеологических единиц, а в их значении закрепляется национальное языковое сознание. Одной из целей данной главы является описание фразеологизмов с безличным значением.  

Возможны два подхода к формальному представлению интен-сионала: теоретико-множественный и логический. При теоретико-множественной формализации в интенсионал обычно включают множество всех дифференциальных признаков, характеризующих понятие.  

Интересующая нас задача ВП состоит в минимизации некоторой вогнутой функции fa (x) на выпуклом множестве допустимых векторов (9.33), определяемых условиями (9.34) и (9.35), где ft (x), il, m - заданные вогнутые функции. Если указанные вогнутые функции являются дифференцируемыми и, кроме того, выполнено условие Слейтера (см. теорему 9.5), то для проверки оптимальности допустимого вектора х Х можно использовать следующий дифференциальный признак оптимальности.  

Заслуживает внимания метод Calobert, Morilis (1958) в связи с быстротой получения ответа, демонстративно-стью, легкостью и точностью учета колоний с черным ореолом, образованных преимущественно энтерококками. Авторы разработали оригинальную среду, содержащую стимуляторы роста и питательные вещества, способствующие росту энтерококков; использованы способность энтерококков к более интенсивному развитию в анаэробных условиях и тест на эскулин как надежный дифференциальный признак всей группы санитарно-показательных стрептококков. Образование продуктов жизнедеятельности регистрируется по изменению цвета среды.  

Такая же закономерность характерна и при построении звукового субъективного образа. В интересном исследовании Л. Я. Балонова и В. Л. Деглинаб при проведении односторонней электросудорожной терапии (выключение электрическим ударом левого или правого полушария у человека) обнаружено, что правое полушарие формирует целостный образ, лежащий в основе мгновенного чувственного восприятия сложных звуковых неречевых образов, а левое полушарие обеспечивает избирательное, аналитическое выделение звуковых сигналов, необходимое для классификации звуков речи по дифференциальному признаку и последующих языковых обобщений.  

Помимо классических слов (в том числе сложных), словосочетаний и морфем, а также единиц с неполным набором типовых признаков, в английском языке существуют особого рода структуры, которые можно условно назвать нейтральными образованиями. Нейтральные образования - это структурные единицы, компонент (или компоненты) которых не имеет (не имеют) четко выраженных признаков основы или слова и которые вследствие этого могут быть истолкованы и как сложные слова и как словосочетания. Дифференциальные признаки сложного слова и словосочетания в нейтральных образованиях как бы нивелированы. Один из компонентов нейтрального образования обязательно имеет грамматический омоним. Помимо омонимии (основы и слова, а также форм категориально различных слов), причиной существования нейтральных образований является сходство семантики и синтаксических функций слов, являющихся разными частями речи.