Династия цин в 1644 году была установлена. Китай династий Мин и Цин (XIV – начало ХХ вв.). Правление династии Мин: история

В результате крестьянского восстания власть монголов была свергнута. На смену (иноземной) пришла династия Мин (1368 - 1644 гг.). С конца XIV в. Китай процветает экономически и культурно. Старые города начинают развиваться, появляются и новые, в которых преобладают торговля и ремесло. Процесс эволюции страны подкрепляется возникновением мануфактур, где внедряется разделение труда. К императорскому двору привлекают лучших ученых, зодчих, художников. Основной упор делается на городское строительство.

Китайская династия Мин: преобразования в сфере экономики

Практически сразу после пришествия этой династии начали внедряться меры для улучшения существующего положения крестьян, так как именно они помогли произвести смену власти. Династия Мин возродила на Севере надельную систему, которая ликвидировала экономическое могущество землевладельческой верхушки (северокитайской), союзнючавшей ранее с Юанямм. А на Юге все обстояло ровно наоборот - помещичье землевладение было сохранено. Модернизация существующей учетно-налоговой системы, а также особое внимание со стороны властей к ирригации - все это поспособствовало быстрому экономическому росту.

Прослеживался рост городской экономики, причина которого - областная специализация (в Цзянси располагалось фарфоровое производство, а в Гуандуне - преимущественно железнодорожное), возникновение новых направлений, особое место среди которых занимало строительство 4-палубных кораблей.

Постепенно развиваются и товарно-денежные взаимосвязи. На основе купеческого капитала появляются частные мануфактуры. Центральный и Южный Китай стал местом появления ремесленных посадов. Впоследствии сформировались предпосылки к созданию общекитайского рынка (количество официальных ярмарок было приближено уже к 38).

Обратная сторона медали

Одновременно с вышеуказанными прогрессивными явлениями присутствовал ряд помех, сдерживающих развитие предпринимательства (это было характерно для всего Востока). К таковым можно отнести госмонополии, казенные мануфактуры, в которых трудилось более 300 тыс. ремесленников, госпоборы с торговой и Именно они не давали экономике возможность перейти на качественно иное производство.

династии Мин

В период экономического подъема и укрепления госвласти проводится преимущественно наступательная политика (вплоть до 1450 г. она называлась «лицом к морю», а после перешла в «лицом к варварам»).

Самое значимое событие данного времени - экспансия Китая, затронувшая государства Южных морей.

Династия Мин, ввиду нарастающей потребности решения проблемы японского, китайского, корейского пиратства, была вынуждена создать флот, который насчитывал 3500 кораблей. Дальнейший экономический подъем способствовал совершению целых семи экспедиций обособленного флота, которым руководил главный евнух Чжен Хэ, до Восточной Африки. У этого флотоводца было в распоряжении 60 крупных 4-палубных кораблей, длина которых достигала 47 метров, они имели такие претенциозные названия, как «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание». На каждом находилось по 600 человек экипажа, включая группу дипломатов.

Выдержка из бортовых журналов

Согласно им, по ходу путешествия к побережью Чжен, изъясняясь современным языком, в море действовал спокойно и смиренно. Однако изредка мелкие иноземцы не подчинялись благим намерениям императора.

Правление династии Мин: история

Основной упор Чжу Юаньчжан (первый в период 70-80 гг. сделал на окончательное изгнание монголов из своей страны, пресечение попыток социального протеста среди китайских крестьян посредством процедуры оздоровления экономики и укрепления личной власти. Такого рода задачи решались при помощи увеличения армии, усиления централизации, применения наиболее жестких методов, которые вызвали недовольство во всех слоях населения.

Одновременно с ограничением полномочий местной власти император понадеялся на многочисленных родственников, впоследствии ставших правителями - ванами (титул) удельных княжеств из-за того, что, по его мнению, самыми надежными являются дети и внуки.

Ванства были по всей стране: около периферии они выполняли оборонительную функцию против угрозы с внешней стороны, а в центре выступали в качестве противовеса сепаратизму, мятежам.

В 1398 г. скончался император Чжу Юаньчжан, после чего придворная камарилья, обойдя его прямых наследников, возвела на трон Чжу Юнвэня - одного из его внуков.

Правление Чжу Юнвэня

Он в первую очередь положил глаз на систему уделов, созданную дедом. Это послужило причиной возникновения войны с Цзиннань (1398 - 1402 гг.). Противостояние окончилось захватом столицы империи Нанкин правителем Пекина - старшим сыном Чжу Юаньчжана, Чжу Ди. Она сгорела в пожаре вместе с его противником.

Третий император династии Мин

Чжу-Ди продолжил политику своего отца по централизации государства, при этом отказавшись от существующей системы ванств (в 1426 г. был подавлен мятеж недовольных ванов). Он осадил титульную знать и усилил значимость дворцовых секретных служб в процессе управления государством.

При нем окончательно решился вопрос относительно что существенно влияло на политический вес Юга и Севера. Так, последний, выступающий в качестве колыбели китайской цивилизации, теряет свою весомость в III - V вв. в пользу первого по причине постоянной угрозы кочевников. Эти части страны - носители принципиально разных традиций, менталитетов: южане - благодушные, беспечные, а северяне - решительные, жесткие, имеющие более высокий социальный статус - «хань-жень». Все это подкреплялось существующими языковыми (диалектическими) различиями.

Юани и Суны выбрали политической базой Север, а вот династия Мин, напротив, Юг. Именно это и дало им возможность победить.

В 1403 г. новый император существующий Бейпин (переводится как «Усмиренный Север») переименовал в Бейцзин («Северная столица»). Так вплоть до 1421 г. в Китае было две столицы - императорская на севере и правительственно-бюрократическая на юге. Чжу Ди тем самым избавился от влияния и опеки южан, одновременно лишив излишней самостоятельности южную бюрократию (нанкинскую).

В 1421 г. произошло окончательное закрепление столицы на Севере. В связи с Мин обеспечила себя поддержкой северокитайского населения и укрепила обороноспособность страны.

Императоры Мин

Как уже упоминалось ранее, эта династия правила в Китае с 1368 по 1644 гг. Мин пришла на смену монгольской Юань в ходе народного восстания. Всего шестнадцать императоров этой династии правили в течение 276 лет. Для удобства восприятия императоры династии Мин перечислены в таблице ниже.

Годы правления

Девиз

1. Чжу Юаньчжан

1368 - 1398 гг.

Хунъу («Разлив Воинственности»)

2. Чжу Юньвэнь

1398 - 1402 гг.

Цзяньвэнь («Установление гражданского Порядка»)

1402 - 1424 гг.

Юнлэ («Вечная Радость»)

4. Чжу Гаочи

1424 - 1425 гг.

Хунси («Великое Сияние»)

5. Чжу Чжаньцзи

1425 - 1435 гг.

Сюаньдэ («Распространение Добродетели»)

6. Чжу Цичжэнь

1435 - 1449 гг.

Чжэнтун («Законное Наследие»)

7. Чжу Циюй

1449 - 1457 гг.

Цзинтай («Сверкающее Благоденствие»)

8. Чжу Цичжэнь

1457 - 1464 гг.

Тяньшунь («Небесная Благосклонность»)

9. Чжу Цзяньшэнь

1464 - 1487 гг.

Чэнхуа («Совершенное Процветание»)

10. Чжу Ютан

1487 - 1505 гг.

Хунчжи («Великодушное Правление»)

11. Чжу Хоучжао

1505 -1521 гг.

Чжэндэ («Истинная Добродетель»)

12. Чжу Хоуцун

1521 - 1567 гг.

Цзяцзин («Чудесное Умиротворение»)

13. Чжу Цзайхоу

1567 - 1572 гг.

Лунцин («Возвышнное Счастье»)

14. Чжу Ицзюнь

1572 - 1620 гг.

Ваньли («Бесчисленные Годы»)

15. Чжу Юцзяо

1620 -1627 гг.

Тяньци («Небесное Руководство»)

16. Чжу Юцзянь

1627 - 1644 гг.

Чунчжэнь («Возвышенное Счастье»)

Исход крестьянской войны

Именно она вызвала падение династии Мин. Известно, что в отличие от восстания, не только многочисленна, но и затрагивает разные слои населения. Она более масштабная, длительная, хорошо организованная, дисциплинированная из-за присутствия руководящего центра и наличия идеологии.

Стоит более подробно разобрать это событие, чтобы понять то, как же произошло падение династии Мин.

Первый этап крестьянского движения начался в 1628 г. и продолжался на протяжении 11 лет. Свыше 100 очагов не сумели объединиться, ввиду чего были подавлены. Второй этап пришелся на 1641 г. и длился всего 3 года. Возглавлял объединившиеся силы восставших способный главнокомандующий Ли Цзычен. Он сумел из существующих многочисленных хаотично возникших отрядов сформировать крестьянскую армию, которая отличалась дисциплинированностью, имела четкую тактику и стратегию.

Ли стремительно наступал под популярными в массах лозунгами касательно свержения династии Мин. Он пропагандировал всеобщее равенство, давал обещание относительно невзимания налогов по окончании войны.

Как стало известно, ранним утром 26.04.1644 г. на звон колокола, который призывал министров прибыть к императору Чун Чженю на аудиенцию, совершенно никто не пришел. Тогда он сказал, что это конец, его приближенные стали рыдать. Императрица в последний раз обратилась к своему мужу и сказала ему о том, что на протяжении 18 лет она была предана ему, однако он ни разу не удосужился ее выслушать, что и привело к подобному. После этого императрица повесилась на своем поясе.

Императору ничего не оставалось, как неумело убить дочь и наложницу мечом и повеситься самому на поясе на ясене. Вслед за императором, по обычаям того времени, ушли из жизни все 80 тыс. чиновников. Согласно одной из версий, Великий Государь оставил записку на кусочке шелка, которая адресовалась Ли Цзычену. В ней он говорил, что все чиновники - изменники, ввиду чего заслуживают смерти, их необходимо казнить. Император обосновал свой уход из жизни нежеланием быть обязанным самому последнему, презренному из подданных. По истечении нескольких часов посланцы захватчика сняли тело императора с дерева, а затем поместили его в гроб, который предназначался нищим.

Гробница великой династии Мин

Точнее сказать, гробницы, так как на территории знаменитого мемориала расположены могилы тринадцати императоров этой династии. Гробница династии Мин простирается на 40 кв. км. Она находится приблизительно в 50 км от Пекина (к северу) у подножия великой Горы Небесного Долголетия. Гробница династии Мин внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие приезжают в Пекин именно для того, чтобы увидеть ее.

Заключение

Маньчжурское иго новоиспеченной династии Цин, можно сказать, было навязано стране во времена европейских что обрекло Китай на целых 268 лет политического и социально-экономического застоя перед нарастающей колониальной экспансией со стороны Европы.

Две самые могущественные династии - Мин и Цин. Но отличия между ними колоссальные: первая показала народу возможность выйти на новый, прогрессивный путь, позволила ему почувствовать себя свободным, значимым. Вторая же разрушила все то, что было создано многолетним трудом, сделала государство затворническим.

ДИНАСТИЯ ЦИН

Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся культурных центров. Именно в это время появились известный роман «Сон в Красном тереме», пекинская опера, парк Ихэюань. Тем не менее лишь недавно, в 2002 году, китайские ученые приступили к реализации издания «Исправленной и дополненной истории Цин», которая будет состоять из 92-х томов, включающих сведения об исторических личностях, культуре, научных достижениях и политике эпохи Цин. Срок завершения этого всеобъемлющего труда - 2013 год.

Последняя в истории Китая династия Цин («Чистая») взошла на престол в 1644 году. Она была создана маньчжурами (чжурчженями) - полукочевым народом, который с незапамятных времен жил на территории современного Северо-Восточного Китая. В конце 30-х годов XVII века. Китай, которым в то время правила династия Мин, оказался охвачен грандиозным крестьянским восстанием. В 1644 году повстанческие армии вошли в Пекин. Последний император династии Мин покончил с собой (см. подробнее статью о династии Мин). Минский военачальник У Саньгуй, оборонявший северные границы империи, обратился к маньчжурам с просьбой покарать мятежников. Те охотно согласились, рассеяли войска повстанцев, но, войдя в Пекин, немедленно перенесли туда свою столицу. Так в Китае вновь было установлено владычество чужеземных завоевателей.

Смена императорской династии поначалу не принесла облегчения китайскому народу. В период захвата власти маньчжурами продолжался неуклонный спад в экономике и культуре страны. Тем не менее, правители стремились соответствовать тому идеалу государей, который существовал в Поднебесной. Желая подчеркнуть свое уважение к династии Мин, правители Цин продолжали широкое строительство в столице - Пекине, параллельно реставрируя и украшая старые здания. В архитектуре зданий той эпохи берет верх стремление к внешней пышности в ущерб целостности впечатления. Развиваются малые архитектурные формы. Правители Цин поощряли ламаизм, вследствие чего в Китай широко проникали архитектурные мотивы из Центральной Азии (дворцовый комплекс Чэндэ). Фарфоровые изделия эпохи Цин пользуются у знатоков не меньшей популярностью, чем шедевры предыдущей династии. Они отличаются особой тонкостью и чистотой черепка, способностью красок, разнообразием форм и сюжетов росписей.

Династия Цин насчитывает десять правителей. Первым ее представителем был Шицзу (Фулинь, Шуньчжи), правивший с 1644 по 1661 год. Следом за ним на престол взошел Канси (Сюань Е, Шэнцзу), чье правление завершилось в 1722 году. Затем, в 1723–1735 годах, трон занял Шицзун (Инь Член, Юнчжэн), его сменил царствовавший до 1796 года Цяньлун (Хун Ли, Гаоцзун). Пятым императором династии Цин стал Жэньнзун (Юн Янь, Цзяцин), шестым - с 1821 по 1850 год - Сюаньцзун (Минь Нин, Даогуан). Преемником Сюаньцзуна был Вэньцзун (И Чжу, Сяньфэн), после него, в 1862–1875 годы, Муцзун (Цзай Чунь, Тунчжи), далее - Дэцзун (Цзай Тяй, Гуансюй), чье правление закончилось в 1908 году. И наконец, в 1909–1911 годах трон принадлежал Пу И (Сюаньтуну), не только последнему правителю династии Цин, но и последнему императору Китая.

Маньчжурская династия мало чем отличалась от своих предшественниц. Разумеется, порядок в стране поддерживали гарнизоны маньчжурских войск, расположенные в наиболее важных стратегических точках. Но новые правители были далеки от мысли навязывать китайцам собственное наречие и культуру. Ставший во главе Поднебесной маньчжурский род Айсин-Гиоро стремился лишь избежать ассимиляции - ведь маньчжуры считались на территории Китая национальным меньшинством. Поэтому императоры династии Цин культивировали маньчжурские традиции и активно поддерживали двуязычие. В идеологическом отношении маньчжуры были конфуцианцами, поэтому вели себя так же, как и любая другая династия. Возможно, именно поэтому только в середине XIX века оппозиционные пропагандисты взяли на вооружение этническую «чуждость».

Маньчжуры добились покорности китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но при этом весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, всерьез воспринимая конфуцианский тезис о том, что высшая цель правящих верхов - благо народа, на котором зиждется благополучие государства.

Начиная со второго правителя династии, Канси (1654–1722), который правил в 1662–1722 годах, маньчжурские императоры были ревностными конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Династия Цин не стремилась к новшествам: традиционная китайская административная система, как и система экзаменов на звание чиновника, остались практически неизменными.

Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост населения (на рубеже XVIII–XIX веков в Китае насчитывалось около 300 млн человек) внес свои коррективы в экономику страны. Прежде всего это касалось перехода к интенсивному способу ведения хозяйства. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. Во всем этом активное участие принимало государство - ведь оно несло ответственность за все хозяйство страны.

В начальный период правления династии Цин Китай превратился в настоящую Мекку для европейцев. Когда в 1683 году завершилось маньчжурское завоевание Китая и вдоль его берегов возобновилось торговое плавание, купцы из Португалии, Голландии, Англии и Франции развернули активную торговлю на побережье Китая. Представители европейских стран создавали фактории, конкурировавшие между собой. Англичане обосновались в Гуанчжоу (Кантоне), французы - в Нинбо, а португальцы избрали базой Макао (Аомэнь). Внимания императорского двора искали как представители торговых компаний, так и европейские монархи. Однако богдыханы старательно избегали постоянных дипломатических отношений с Западом.

Дело в том, что жители Поднебесной воспринимали народы стран Европы как «варваров» и «данников» маньчжурского императора - Сына Неба. Подобно многим крупным державам того времени, Китай не страдал избытком политической скромности, опиравшейся к тому же на древнюю идеологию, согласно которой Китай является центром обитаемого мира. «Варвары» (под это название подходили все, кому не посчастливилось родиться в Поднебесной) не имели права постоянно пребывать в столице и держать здесь свои представительства. Им разрешалось только в установленные сроки или время от времени приезжать в Пекин с «данью» (обязательными подарками). Династия Цин поначалу не воспринимала всерьез дипломатов, привыкших с гордостью говорить от имени своей страны: разве может сравниться с Поднебесной какое-то окраинное царство?

Со временем позиция императоров претерпела изменения. Если раньше они презирали чужеземцев, то примерно к XVIII веку стали опасаться их влияния на идеологию и культуру своих подданных. В это время положение маньчжуров внутри страны заметно ухудшилось. Боевые возможности их отрядов снижались, а личный состав постепенно окитаивался. Возросла роль китайцев и в аппарате управления, начавшаяся полоса восстаний еще более поколебала маньчжурское господство. В таких условиях династия Цин могла рассчитывать только на традицию, которая прочнее оков удерживала в повиновении народ. И для того чтобы сохранить ее, императоры приняли парадоксальное, на первый взгляд, решение о «закрытии» Китая.

Императорскими указами было полностью запрещено христианство (католицизм), после чего число его последователей резко сократилось. Всего при Иньчжэне было закрыто более 300 христианских церквей, а большинство миссионеров изгнано за пределы Китая. С 1649 года китайцам было запрещено торговать вне границ Цинской империи, то есть на чужой территории. Под страхом смертной казни им не разрешалась строить большие суда, способные уходить далеко от берега - в открытое море. В 1716 году под запретом оказалась торговля с иностранцами медью и цинком, а с 1733 года - железом. С 1759 года прекратился вывоз из страны шелковых тканей. Указ о запрете на экспорт шелка в дальнейшем многократно повторялся. Даже разрешенный экспорт находился под жестким контролем государства: предельные объемы годового вывоза была введены для чайного листа и ревеня. Резко ограничивался и импорт. В частности, был наложен запрет на ввоз европейских книг.

Цинское правительство препятствовало расширению деловых контактов русских купцов с китайскими, неоднократно прерывая торговлю в Китае, в том числе в 1762 году - на шесть, а в 1785 году - на семь лет. Строго контролировались и весьма ограниченные торговые сделки с Кореей, особенно пограничный безденежный обмен товарами. Япо-но-китайская торговля находилась под двойным давлением - и цинской стороны, и правительства сёгунов Токугава. Объявившая себя «закрытой» страной Япония к концу XVIII века почти прекратила торговлю с Поднебесной.

В 1757 году император Хунли запретил иностранную торговлю во всех морских портах, кроме Гуанчжоу, где европейцам даже не разрешалось селиться в пределах городской черты. Им также возбранялось изучать китайский язык. Тех жителей, кто обучал ему «заморских чертей», казнили. Китайцам было запрещено переселяться на прибрежные острова и распахивать там целину. Нарушителей возвращали на материк, а их дома сжигали. В 1787 году специальным указом было запрещено заселение островов у побережья провинции Чжэцзян. По всему морскому побережью словно поднялась незримая, но прочная «китайская стена» с единственной «дверью» - Гуанчжоу. Политика изоляции усилила техническое, экономическое и культурное отставание Китая от Запада. Постепенно слабели и оборонные возможности государства, хотя это проявилось только в середине XIX века, когда страну потрясли торговые, или «опиумные», войны с Англией и Францией, результатом которых явилось насильственное «открытие» Китая странами Запада.

Среди правителей династии Цин выделяется несколько личностей, без которых история Китая выглядела бы совершенно иначе. Особо выдающимися из них можно считать двоих правителей. Впрочем, одна из них - Цыси - никогда не упоминается в династических таблицах эпохи Цин, хотя именно эта императрица фактически управляла страной с 1861 по 1908 год. Вторым правителем, о котором наслышан весь мир, является Пу И, последний император Поднебесной. Об этих двух неординарных личностях стоит рассказать подробнее.

Цыси прожила сравнительно долгую жизнь (1835–1908). Настоящее свое имя - Ланьэр, что означает Орхидея, - она носила только в юности. Поскольку подлинные имена китайских императоров запрещалось произносить даже под страхом смерти, она навсегда вошла в историю под именем Цыси. Происходя из знатного маньчжурского рода желтого знамени (этот цвет считался императорским), Орхидея была старшей дочерью. Кроме нее в семье, не отличавшейся богатством, было еще четверо детей: трое сыновей и дочь. Отец, Хой Чжен, учил старшую дочь грамоте, но гораздо больше она, обладавшая прекрасным голосом, преуспела в пении. Дома часто разыгрывались театральные спектакли. Когда отец получил должность таможенного инспектора, семья переехала в Уху, где Орхидея приобщилась к театру. Однако отец на новой должности начал рьяно брать взятки, превышать свои полномочия, за что вскоре лишился места и вынужден был уехать в город Аньцин. С помощью денег ему удалось сблизиться с губернатором провинции Аньхой, своим дальним родственником, и, казалось, дело пошло на лад. Но губернатор внезапно умер, а новый не хотел даже слышать имени Хой Чжена. С горя отец пристрастился к курению опиума, стал брать в долг, закладывал вещи и в конце концов довел семью до нищеты. Вскоре он умер. По конфуцианской традиции семья повезла его тело в столицу, в Пекин. Это случилось в 1853 году, в самый разгар восстания тайпинов, на третьем году правления императора Сяньфэна. В этом же году начался набор наложниц для императорского гарема. Как оказалось, Орхидея еще до приезда в Пекин была зарегистрирована кандидаткой в наложницы. Для этого требовалось быть дочерью чиновника не ниже 4-го ранга, а ее отец имел 2-й и принадлежал при этом к наследственной знати. Да и по возрасту она подходила - ей не было еще 20 лет. Так будущая правительница Китая появилась при императорском дворе.

Поначалу девушка играла во дворце незначительную роль: дом она делила еще с одной наложницей, им прислуживали только четыре служанки. Ведя уединенный образ жизни, Орхидея занялась живописью и каллиграфией, стала писать стихи, а во дворе посадила орхидеи, надеясь на скорую встречу с императором. Добиться внимания Сына Неба было непросто, но при помощи подкупа евнухов Цыси сумела организовать желанную встречу. Молодая артистичная женщина с прекрасным голосом так очаровала императора, что к вечеру получила титул «драгоценного человека», и с тех пор ее каждую ночь относили в спальный дворец Сяньфэна.

Став признанной фавриткой, Орхидея была готова на любое преступление, чтобы ею остаться. Каждый раз, когда император отсутствовал, по ее приказу пытали и топили в пруду возможных соперниц из числа наложниц-китая-нок. Одни девушки, боясь пыток, подкупали евнухов и бежали из дворца; другие - сами вешались или топились. Узнав об этих зверствах, Сяньфэн хотел даже казнить фаворитку, но она сумела довольно ловко оправдаться.

Вскоре Орхидея забеременела. Поскольку Сяньфэн уже давно охладел к императрице Цыань, а детей у них не было, возможное появление наследника от Орхидеи стало важнейшим событием. Император еще больше полюбил фаворитку и исполнял все ее прихоти. А тем временем ей часто во сне являлись тени убитых китаянок: она стала бояться привидений. Март 1856 года ознаменовался рождением престолонаследника - будущего императора Тун-чжи. Теперь положение Орхидеи при дворе окончательно упрочилось. Во время аудиенций, совещаний, приемов она находилась рядом с императором, приобщаясь к ведению государственных дел. Кроме того, Сяньфэн выдал ее младшую сестру за своего брата. От этого брака родился еще один будущий император - Гуансюй.

Есть, правда, и другие версии рождения наследника. По одной из них, отцом Тунчжи был офицер дворцовой стражи Жун Лу, по другой - будущего император родила служанка, китаянка Чу Ин, в то время как Орхидея, сделав себе накладной живот, только имитировала беременность. Император Сяньфэн к этому времени был уже наполовину парализован. После рождения ребенка Чу Ин сразу убили, а Орхидея выдала мальчика за своего сына.

В 1861 году Сяньфэн умер - то ли от простуды, то ли отравленный Цыси, которой хотелось стать регентшей при сыне. Однако согласно закону, принятому маньчжурами еще в XVII веке, императрицы не имели права быть регентшами. Цыси и императрице Цыань удалось добиться только почетного звания Великой императрицы, т. е. матери царствующего монарха. Править же стал регентский совет из князей и сановников. С этого момента началась борьба за власть. Сначала власть захватил министр налогов Су Шунь, опиравшийся на двух сводных братьев из Управления царствующей фамилии. При помощи князей Гуна и Чуня дуэту Великих императриц удалось добиться ареста и казни Су Шуня и его сторонников. Но и после этого власть Цыси не казалась прочной: даже ее любимца, евнуха Ань Дэхая, казнили «за бесчинства». Кроме того, произошло событие, несколько отодвинувшее Цыси от трона: Тунчжи исполнилось 17 лет. Мать он не любил, тем более что воспитала его не она, а императрица Цыань. Молодой император сам стал подписывать указы, что очень не нравилось Цыси. Ей также стало известно о причастности Тунчжи к казни Ань Дэхая. Теперь императору полагалось жениться и брать правление в свои руки. В жены ему выбрали дочь сановника Алутэ, хотя Цыси настаивала на другой кандидатуре. Кроме жены Тунчжи получил еще трех наложниц. Вскоре, после женитьбы сына в 1873 году, Цыси вынуждена была отказаться от регентства, но ненадолго: уже в следующем году император заболел, а поскольку детей у него не было, то под предлогом его болезни Цыси восстановила регентство. А через месяц Тунчжи умер. Официальной причиной смерти объявили оспу. Но есть и другие мнения: одни историки считают, что император скончался от сифилиса, которым заразился в публичных домах Пекина; другие - что его отравили; третьи видят причину в том, что, почувствовав ухудшение здоровья, Тунчжи подписал указ, по которому назначил наследником принца Цзай Шу, и это стоило ему жизни: указ принесли Цыси, и она в ярости разорвала его, запретив давать сыну лекарства. Вскоре после смерти мужа скончалась при невыясненных обстоятельствах и Алутэ: она была беременна, а новый наследник Цыси был не нужен. По ее требованию на трон посадили 4-летнего племянника Цыси Гуансюя, но фактически царствовала «из-за опущенной занавески» Великая императрица. Самого Гуансюя тетя ограничивала во всем: он должен был подолгу стоять перед ней на коленях, ему подавали несвежую пищу, не разрешали встречаться с родителями. Он даже зависел от главного евнуха Цыси - Ли Ляньина. В 1889 году, когда императору исполнилось 17 лет, Цыси женила его на дочери своего младшего брата. После свадьбы она формально передала ему власть, но фактически, окружив императора шпионами, продолжала следить за его деятельностью, вмешиваясь даже в личную жизнь.

Несмотря на то что Гуансюй давно достиг совершеннолетия, Цыси не собиралась передавать ему власть. Мало того, она стала приучать его к опиуму, распространяя при этом слухи о том, что император «утратил добродетель» и его надо сместить. Но в это время шла война с Японией (1894–1895), и ей не удалось осуществить задуманное. Однако от своих планов Цыси не отказалась. Поражение Китая заставило Гуансюя и его сторонников провести ряд либеральных реформ. Это привело к открытому столкновению с Цыси, в результате чего она в 1898 году решилась на переворот. Реформаторы были арестованы, шестерым отрубили головы, многих посадили в тюрьму или отправили в ссылку. Но попытка сместить Гуансюя не удалась: против выступили и некоторые китайские генерал-губернаторы, и иностранные державы. Не осмелившись убить императора, Цыси довела до самоубийства его любимую наложницу, вынудив ее броситься в колодец на глазах Гуансюя.

Годы шли, Цыси старела. Во время Японо-китайской войны ей исполнилось 60 лет. Всем крупным чиновникам было предложено пожертвовать в ее пользу четверть жалования. Стоимость преподнесенных подарков составила несколько миллионов лянов. Кроме того, императрица никогда не стеснялась брать из казны деньги для своих развлечений. Постоянно занимаясь интригами, Цыси опасалась надолго отлучаться из дворца. Только раз, в 1857 году, она съездила к матери. С помощью евнухов она полностью контролировала двор. Во дворце все следили за всеми, даже молодая императрица за своим мужем. Стареющая Цыси очень боялась покушений. Поэтому к ее постели была проведена особая труба, позволяющая слышать любой звук более чем за 100 шагов. Императрицу окружала многочисленная вооруженная охрана. Ей, постоянно преследуемой страхом перед возмездием, было чего опасаться.

В свое время Цыси говорила: «Кто мне хоть раз испортит настроение, тому я его испорчу на всю жизнь». Этому принципу мщения она следовала всегда, не останавливаясь ни перед чем. Главным источником информации о «виновных» служил донос. Для избиений у Цыси имелся специальный мешок желтого цвета, где она держала бамбуковые палки всех размеров. Даже князья чувствовали себя незащищенными: она, например, могла отобрать ребенка у одного из них и передать другому. Императрица изображала из себя божество, которому все обязаны поклоняться, и заставляла называть себя Почетной Буддой. Жестокость Цыси в сочетании с неограниченной властью рождали у окружающих панический страх. Даже император должен был стоять перед ней на коленях. Мучимая бессонницей, она устраивала аудиенции для сановников в 4 часа утра, а для укрепления здоровья ежедневно выпивала чашку женского молока. Обладая множеством драгоценностей, Цыси любила носить кольцо из зеленого или голубого нефрита, жемчужную диадему в виде цветов и накидку, унизанную жемчугом.

После подавления в 1900 году восстания ихэтуаней Гуансюй был заточен на острове Интай, откуда несколько раз безуспешно пытался бежать. Хотя в 1908 году Цыси заболела и кто-то ей донес, что Гуансюй радуется этому, она заявила: «Я не позволю императору умереть позже меня». Действительно, в конце года тот серьезно заболел, и Цыси выбрала ему в наследники своего внучатого племянника и племянника Гуансюя - двухлетнего Пу И. Многие считали, что Гуансюй был отравлен по ее приказу. Но Цыси пережила его всего на один день. Во время обеда она потеряла сознание и вскоре умерла. По преданию, ее последними словами были: «Никогда не позволяйте женщине править страной».

Если Цыси была настоящей хищницей, считавшейся только с собственными планами и желаниями, то ее преемника можно назвать скорее жертвой обстоятельств. Генри Пу И (1906–1967) - китайский император, последний из маньчжурской династии Цин - был совершенно не похож на предыдущую фактическую правительницу Китая. Имя, данное ему при рождении, стало известно всему миру впоследствии в связи с низложением императора и приравнению его к обычным гражданам. Так что в историю он вошел под именем Пу И, а не под тем, что отражало девиз правления и звучало как Сюань-тун. В качестве фамилии в более позднее время употреблялось его маньчжурское клановое имя - Айсин-Гиоро (в китайской передаче - Айсиньцзюело). В общении с европейцами он иногда представлялся Генри. Этим именем называл его учитель-шотландец. В КНР и на Тайване Пу И известен также как Сюньди (Отрекшийся император).

Двухлетний Пу И был провозглашен императором в декабре 1908 года, а регентом при нем состоял его родной отец, принц Чунь. После Синьхайской революции, свергнувшей династию Цинов и установившей республику, 12 февраля 1912 года вдова Гуансюя, императрица Лунъюй, ставшая регентшей вместо ушедшего в отставку Чуня, подписала акт об отречении императора. По условиям договора, подписанного между монаршей семьей и генералом Юань Шикаем, Пу И сохранял титул императора, право жительства в пекинском Запретном городе, а по протоколу приравнивался к иностранному монарху.

Во время одного из военных переворотов в 1917 году Пу И был ненадолго (всего на две недели) вновь провозглашен царствующим императором. Но ему так и не суждено было стать полноправным представителем своей династии. Отпраздновав в 1924 году свое 18-летие, он был низложен окончательно, лишен всех титулов, изгнан со своим двором из Запретного города и объявлен обычным гражданином республики.

Годом позже бывший император Поднебесной поселился на территории концессий в Тяньцзине, контролируемых Японией, и организовал там «двор в изгнании». С этого времени на него большое влияние оказывали японские власти. При их поддержке в 1932 году Пу И стал главой администрации марионеточного государства Маньчжоу-го, созданного японцами в оккупированной Маньчжурии. В 1934 году был провозглашен императором Маньчжоу-го под именем Кандэ. Но прошло не так уж много времени, и судьба вновь нанесла ему удар: в 1945 году Пу И был взят в плен советскими войсками. В 1948 году он выступил свидетелем обвинения на Токийском процессе, впрочем, самого его не судили. После долгого пребывания под арестом Пу И был освобожден и возвратился на родину, в Пекин, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке.

Времена были жестокие, поэтому бывшему повелителю Китая пришлось публично заявить о поддержке коммунистического режима. В ином случае он, скорее всего, тихо исчез бы… С 1964 года Пу И вновь вернулся в сферу политики, правда, в качестве консультанта, будучи назначенным членом политико-консультативного совета КНР. Всемирно известным Пу И стал после опубликования своих мемуаров, где он предстает как формальный властитель, с чьим мнением никто не считался. Некоторые историки предполагают, что Пу И мог сознательно приуменьшить свою политическую роль, опасаясь обвинений в причастности к военным преступлениям Японии. Однако, если вспомнить историю его жизни, можно согласиться с тем, что этот человек действительно с раннего детства чувствовал себя марионеткой. Личную жизнь последнего китайского императора также едва ли можно назвать счастливой. Несмотря на то что он пять раз вступал в брак, ни одна жена не родила ему ребенка. Впрочем, он никогда не смог бы передать ему то, что принадлежало ему по праву, - трон Поднебесной, поскольку уже появилось новое государство - Китайская Народная Республика. Потомки братьев Пу И до сих пор живут в Китае и пользуются большим уважением. А сам он умер от рака в начале «культурной революции». История жизни Пу И послужила основой сценария фильма Б. Бертолуччи «Последний император».

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066 Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

И просуществовала около 260 лет.

Династия была основана в 1616 году на территории Маньчжурии (северо-восток современного Китая) и вскоре, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Китае, где центральная власть была ослаблена многочисленными крестьянскими восстаниями, подчинила себе весь Китай, а затем часть Монголии и Средней Азии. Таким образом, нация численностью менее 1 млн человек покорила 150-милионный народ. На первом этапе династия Цин, чтобы укрепить свою власть и позиции в Пекине, издала указ, согласно которому под страхом смертной казни каждый мужчина в империи был обязан одеваться в маньчжурском стиле и брить макушку, как это было принято у маньчжуров.

Тем не менее, маньчжурское правительство довольно быстро окитаезировалось, и, начиная со второго цинского императора в Китае (Канси), правители стали говорить на китайском языке, а правительственные должности отдавались китайским ученым. Все это помогло преодолеть напряжение между китайской и маньчжурской аристократией, и в стране более чем на 1,5 столетия наступили мир и процветание, словно затишье перед последовавшей за этим бурей.

Первая половина цинского периода отмечена ростом населения и развитием экономики. Вплоть до конца XVIII века после отмены в 1684 году запрета на торговлю с другими странами Китай, торгуя шелком и чаем, получал огромное количество серебра, пока этот поток не был перекрыт поставками опиума. Однако в целом цинское правительство продолжало политику самоизоляции, которая, в конце концов, привела к насильному открытию страны европейскими державами.

Наука Китая, когда-то занимавшая лидирующее положение во всех областях, все больше отставала от европейской, углубляясь в философию. Знания, полученные от европейских миссионеров, китайцы воспринимали с недоверием и не использовали для развития собственной науки. В конечном итоге это постоянно растущее отставание стало самым большим недостатком китайском цивилизации.
Больших успехов Китай достиг в искусстве, которое переживало очередной подъем. Создавались фундаментальные энциклопедии, содержащие накопленные знания, развивалась живопись, драматургия и литература (появился первый роман, написанный разговорным языком - «История камня, или Сон в Красном тереме», рассказывающий о судьбе аристократической семьи).

Мирное правление династии Цин было нарушено в последние годы жизни императора Гао-цзуна (1736 - 1795 гг.). В это время среди низших слоев населения, а затем и среди недовольных образованных людей, не попавших на государственную службу, распространился культ «Общество Белого Лотоса». Неконтролируемый рост секты вызвал подозрение у правительства, приказавшего провести расследование, но последовавший за этим беспредел чиновников на местах привел к вооруженному восстанию. Члены «Общества Белого Лотоса», чьи ряды пополнили разбойники, стали нападать на правительственные конторы в деревнях. В это же время на юге взбунтовались племена мяо. На подавление восстаний у императорской армии ушло несколько лет, что показало Западу несостоятельность китайских вооруженных сил и сильно подорвало авторитет правящего дома. В дополнение к этому в конце XVIII века на Тайване стали формироваться тайные преступные группировки - «триады», которые в тот период выступали против маньчжурского императора и изнутри подтачивали фундамент династии Цин. Интересно, что эти криминальные сообщества существуют по сей день.
Отмена запрета на торговлю с другими странами совершила настоящий торговый бум: в конце XVIII - начале XIX вв. португальцы, голландцы, англичане и американцы закупали в Кантоне и Макао чай и шелк, оплачивая товар импортом текстиля и американским серебром. Экспорт Китая значительно превышал импорт, пока англичане, а вслед за ними и американцы, не стали ввозить в Китай опиум. Наркотик оказался насколько хорошо продаваемым товаром, что уже с 1828 по 1836 гг. импорт превысил экспорт на 36 млн. долларов.

К тому времени Англия стала самой мощной капиталистической страной, а торговля опиумом в Кантоне заняла важное место в британской экономике. Объемы наркотика, поставляемого в Поднебесную, росли в геометрической прогрессии. Многие аристократы и чиновники превратились в настоящих наркоманов, деградация охватила все слои населения. Китайское правительство наложило запрет на торговлю зельем, но это привело только к нелегальной торговле, контрабанде и коррупции. В попытке пресечь неиссякаемые потоки опиума в Китай в марте 1939 года специальный уполномоченный Линь Цзе-сюй потребовал у британских и английских торговцев прекращение ввоза наркотика и конфисковал у них наличных запасы опиума, уничтоженные в морской воде. Вслед за этим английское правительство объявило действия китайцев незаконными и потребовало компенсации убытков, а также дополнительных льгот для своих предпринимателей и предоставление в их распоряжение некоторых территорий. Не получив ответа от Китая, в апреле 1840 года Великобритания объявила войну. Вскоре к англичанам присоединились американцы. Китай потерпел в первой опиумной войне поражение и в 1842 году был вынужден подписать Нанкинский мирный договор, согласно которому помимо значительных сумм контрибуции Великобритания получала в бессрочное владение Гонконг, доступ для торговли в пяти портах: Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Шанхай и Нинбо - низкие пошлины на ввоз своего товара и другие привилегии.

Этот договор стал переломным моментом в китайской истории, после которого начался период новой истории Китая. Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений.

В 1844 году были подписаны договоры с США и Францией, распространявшие на эти страны права и привилегии, которые были предоставлены Великобритании. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство.

Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Спустя несколько лет после подписания мирного договора, англичане потребовали пересмотра условий и открытия городов, т.к. до этого все иностранцы жили в специальных концессиях. Одновременно с этим Китай стали разрывать бесконечные мятежи, пиратство, процветающая контрабанда, в том числе нелегальная торговля китайскими рабочими. Ненависть местного населения к «варварам» достигла своего апогея: на европейцев нападали на улицах, забрасывали камнями, но это не остановило англичан. В октябре 1856 году Англия и Франция развязала новую войну против Китая. В мае 1858 года объединенная армия захватила Тяньцзинь, расположенный всего в 150 км от Пекина: цинское правительство было вынуждено в спешном порядке заключить новый договор. Условия Тяньцзиньского договора стали еще более тяжелыми для Поднебесной: к огромной контрибуции прибавлялось создание в Пекине постоянных иностранных посольств, открытие дополнительных портов, разрешение иностранным миссионерам свободно проповедовать свою религию, открытие реки Янцзы вплоть до Ханькоу, низкие торговые пошлины и, наконец, легализация торговли опиумом (Источник: Р.Крюгер, «Китай: полная история Поднебесной»).

Война, однако, на этом не закончилась. В 1859 году Англия и Франция потребовали снять оборону на реке Байхэ, но получила отказ. Вскоре за этим произошла случайная военная стычка в окрестностях Тяньцзиня, в котором китайцы одержали победу, убив около 400 солдат противника. В ответ на это в 1860 году объединенная армия захватила Тяньцзинь и подошла к Пекину. Император Сяньфэн бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. В октябре того же года англо-французская армия разграбила Летний дворец Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Вскоре цинское правительство вновь было вынуждено подписать позорный и неравноправный мирный договор. Пекинский договор подтверждал все пункты Тяньцзиньского, кроме того, Англия получала полуостров Коулун, а Китай обязан был выплатить дополнительную контрибуцию.

Практически одновременно со второй опиумной войной в Китае разгорелось самое жестокое в истории Поднебесной крестьянское восстание, впоследствии получившее известность как Восстание тайпинов (1850 - 1864). Предводителем восстания стал китаец-христианин Хун Сюцюань, родом из крестьянской семьи, провозгласивший себя младшим братом Иисуса Христа. «Тайпин» (taiping, 太平) в переводе с китайского означает «Великое спокойствие».

Идеи Хуна вместе с ненавистью к маньчжурам и варварам с Запада очень быстро нашли отклик в широких народных массах: за несколько лет общество превратилось во влиятельную и агрессивную силу. Основную массу тайпинов составляли разорившиеся крестьяне, городские рабочие, частично - члены триад, желающие свергнуть правительство. Одним из признаков тайпинов были длинные волосы - протест против маньчжурской стрижки, которую обязаны были носить все мужчины в Империи Цин. В 1851 году около 20 тысяч тайпинов объявило о создании Небесного государства Великого равновесия. В марте 1953 года разросшаяся до двух миллионов человек армия тайпинов заняла Нанкин, который Хун Сюцюань переименовал в Тяньцзин и сделал своей столицей. Так, тайпины фактически строили свое государство внутри циньской империи. Они издавали новые законы, проводили земельную реформу и даже создали новый календарь. В Небесном государстве было запрещено вино, табак, опиум, азартные игры, внебрачные связи, а также наложницы и бинтование женских ног. Земля, принадлежавшая Богу, справедливо распределялась между всеми мужчинами и женщинами.

В 1856 году в руководстве государства между небесными князьями начались споры за власть, как обычно сопровождаемые убийствами. Воспользовавшись ослаблением власти в Тайпине, цинская армия начала наступление. Европейцы в этой войне предпочли поддержать маньчжуров, отказав на призыв китайских «братьев-христиан», считая, что общество тайпинов не только является аморальным, но и представляет собой угрозу для торговли. В 1864 году Тяньцзинь был захвачен, а «небесный князь» покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Так при поддержке Англии, Франции и США цинскому правительству удалось подавить крестьянское движение тайпинов, продержавшееся 14 лет.

Последующие 40 лет Китай продолжали делить мировые державы, находя для военной агрессии все новые поводы, а также устанавливая протекторат над странами-данниками Поднебесной, среди которых оказались Бирма, Корея и Вьетнам. К концу XIX века Тайвань и остров Рюкю стал принадлежать Японии, России на двадцать пять лет достался Порт-Артур, Англия господствовала в Гонконге, Кантоне, Шанхае и на северной оконечности полуострова Шаньдун, Германия взяла в аренду на 90 лет область Цзяочжоу на севере провинции Шаньдун, Франция арендовала на 99 лет залив Гуанчжоу.

В то же время, начиная с 60-х годов XIX века, цинское правительство, поняв свое кризисное положение, предприняло попытки к заимствованию у Запада передовой науки. Однако процесс индустриализации шел очень медленно, что было во многом связано с традиционным китайским менталитетом, рассматривающим любые другие народы как варваров, а подражание им - как унижение нации. К тому же правящая тогда в качестве регента при малолетнем сыне, а затем при малолетнем племяннике, вдовствующая императрица Цыси плохо представляла себе положение дел в стране, тратя миллионы на строительство роскошных дворцов, в то время как стана была вынуждена брать кредиты у России, Британии и других держав.

Реформаторы с новой силой дали о себе знать после коронации восемнадцатилетнего императора Гуансюя, племянника Цыси, в 1889 году, после которой императрица официально уступала трон новому правителю, но фактически ее влияние при дворе осталось прежним. Гуансюй был увлечен западными знаниями и с интересом отнесся к идеям Кан Ю-вэя, молодого ученого из Кантона, активно выступающего за реформирование страны. В результате личной встречи императора с ученым было объявлено о начале «100 дней реформ»: изменения должны были затронуть промышленность, образование и государственное устройство. Чиновничество забило тревогу, а вдовствующая императрица при поддержке своей партии в сентябре 1898 года осуществила государственный переворот, отстранив императора от власти и снова заняв трон. Все указы, принятые во время «100 дней» были отменены, но машина реформирования была уже запущена, и ничто не могло заглушить общественное мнение, все громче требующее перемен.

Народное недовольство выливалось в восстания, среди которых самым масштабным стало «боксерское» или ихэтуаньское движение (1899 - 1902 гг.). «Боксеры» выступали против вмешательства «варваров» в экономику, религию и политику Китая и жестоко расправлялись с христианами и «заморскими дьяволами», а также со всеми символами присутствия иностранцев - железными дорогами, телеграфными линиями и т.д. «Боксеры» смогли завоевать расположение Цыси, и императрица стала оказывать им поддержку, что взволновало иностранную общественность. В 1900 году мятежники ворвались в Пекин, сжигая христианские церкви, посольства и дома иностранцев. Западные державы отреагировали немедленно: через месяц была сформирована 20-тысячная объединенная армия из британцев, американцев, японцев, австрийцев, французов и итальянцев, которая довольно быстро смогла захватить столицу. Цыси бежала в Сиань, «боксеры» были жестоко убиты. Китай был вынужден подписать еще более унизительный «Заключительный протокол», после которого цинское правительство полностью стало орудием в руках держав, контролирующих Китай.

14 ноября 1908 года император Гуансюй умер после непродолжительной болезни, а на следующий день скончалась сама вдовствующая императрица Цыси. С ее смертью эпоха Цин фактически закончилась, хотя номинально династия продолжала существовать, новым наследником был назначен 3-летний племянник Цыси Пу-И. Окончательно Цинская империя перестала существовать после Синьхайской революции (1911 - 1913 гг.), в 1912 году был подписан акт об отречении императора от трона, а в 1924 году император был низложен окончательно, лишен титулов, объявлен обычным гражданином республики и изгнан из Пекина.

Китайская династия Цин - последняя династия, находившаяся у власти в период с 1644 по 1912 годы. Из-за основавшего ее народа империю также называют маньчжурской.

Крах династии Мин

В начале 17 века Китай находился в упадке. Правившая в то время монархия Мин опорочила себя в связи с разрастанием аппарата чиновников, многочисленными поборами и колоссальными расходами на содержание императорского двора. Крестьяне жили за чертой бедности. Ситуацию усугубляло обострение отношений с группой маньчжурских плëмен, в то время активно захватывавших пограничные территории. Вождь маньчжуров Нурхаци, основатель нового государства Цзинь, в 1618 году начал военную кампанию против Китая. Его сын Абахай, правивший с 1626 года, изменил имя династии на Цин, что означало «чистый». В это время маньчжурская армия совершала регулярные нападения на территории Китая, разоряя их и уводя в плен тысячи людей. Бедственное положение усиливалось обрушившимся на страну голодом и активизировавшимися крестьянскими движениями. В 1644 году последний император династии Мин покончил с собой, и к власти пришëл Фулинь, первый император из династии Цин.

Расцвет

Управлявшие страной маньчжуры не стремились противопоставить свою культуру китайской и очень быстро ассимилировались. Уже с конца 17 века все императоры новой династии были конфуцианцами. Следуя этому древнему учению, они проводили ряд реформ, улучшивших впоследствии экономическую ситуацию в стране:

1. Упорядочили систему налогообложения.

2. Сделали земледелие приоритетным направлением.

3. Способствовали интенсификации сельского хозяйства и росту производительности труда.

Таким образом, новым императорам удалось подчинить себе китайский народ и упрочить свою власть в Китае.

Торговля и войны

В результате проведенных реформ к началу 18 века экономика Китая процветала. В связи с этим усилились торговые отношения с разными европейскими странами. Жители Поднебесной ввозили в Европу чай, фарфор и шелк, обменивая их на золото и серебро. Англичане в то же время пытались торговать на территории Китая новым товаром - опиумом. Из-за невозможности получить право на коммерческую деятельность, европейцы развязали одну за другой (1840-1842, 1856-1860) две военных кампании, названных Опиумными войнами.

Их последствия были крайне тяжелыми для китайского государства. Оно было обязано выплатить выигравшим странам миллионные контрибуции, а также расширить их право на торговлю в Китае.

В 1894 году началась разрушительная война с Японией. Ее результатом стало возвращение Ляодунского полуострова и увеличение выплат выигравшей в войне Японии.

Закат

В сентябре 1898 в результате дворцового переворота к власти пришла вдовствующая императрица Цыси.

Она пресекала все попытки окружения реформировать страну, что усиливало напряжëнность в обществе. Последний император Пу И , взошедший на престол в возрасте неполных 3х лет, правил 3 года. Империя Цин пала в 1911 году в результате Синхайской революции, а страну объявили Китайской республикой.

Раньше китайские покупатели произведений китайского искусства придерживались образцов керамики и художественных произведений династии Цин (1644–1912 гг. н. э.) и династии Мин (1368–1644 гг. н. э.), в то время как западные покупатели стремились к более старым работам.

Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» - Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.

«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», - сказал Басс. - За прошедшие три года 40-60% покупателей - китайцы... Они диктуют характер продаж».

Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.

Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами - те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.

«Теперь рынок действительно широк, - сказал Басс. - И интерес проявляется ко всем этим категориям».

Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.

На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.

Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.

«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику - это "скачущая Танская лошадь", "симпатичная дама" времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», - сказал Басс.

И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками - всего в несколько тысяч долларов.

Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.

Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.

Китайское искусство по периодам

Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)

Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.

Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).

Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».

Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.

Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.

Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)

Бронзовые сосуды - основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.

Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.

Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)

Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.

Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.

Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)

Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.

В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.

Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен - главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.

Шесть династий (220–586 годы н. э.)

Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.

Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.

Династия Суй (581–618 годы н. э.) Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.

Династия Тан (618–906 годы н. э.)

Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения - живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.

Один из наиболее культовых типов танских художественных работ - раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)

Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.

Династия Сун (960–1279 годы н. э.)

Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.

Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)

Это была монгольская династия - первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.

Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.

Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)

Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».

Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.

Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)

Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.

Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.

Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.

В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.