Дифференциальный признак фонемы. Функции словесного ударения. Помощь народной медицины

Фонема неделима в линейном отношении. Это минимальная сегментная звуковая единица языка. Но фонему можно разложить на составляющие ее признаки, т.е. она членима в структурном отношении. Фонема, как и любая другая единица языка, обладает присущими ей признаками. В качестве признаков фонем выступают артикуляционные и акустические признаки, такие, как «глухость», «мягкость», «переднеязычность» и др.

Характеристика фонемы не полностью совпадает с характеристикой звука. Фонема рассматривается с точки зрения признаков, служащих различению и опознаванию звука как элемента системы. Фонематическими в том или ином языке становятся не все признаки звуков, а отобранные этим языком признаки. Артикуляционно-акустическое подобие тех или иных звуков ничего не говорит об их фонематическом статусе в данном языке.

Одни из артикуляционно-акустических признаков являются различительными (дифференциальными), фонологически релевантными, фонологическими, а другие – неразличительными, конститутивными, интегративными, фонологически нерелевантными. Если по какому-либо признаку фонемы не противопоставляются друг другу, то этот признак не является дифференциальным. Так, в русском языке не различительным признаком для гласных фонем является признак «ртовость». В русском языке все гласные обладают этим признаком, и поэтому этот признак не может служить в качестве различительного для русских гласных. Признак «ртовость» в русском языке не является фонологически релевантным для подсистемы гласных фонем русского языка, он не используется для противопоставления гласных фонем друг другу. В русском языке нет носовых и ртовых гласных фонем. Но признак «ртовость» обязателен для всех русских гласных фонем и поэтому является конститутивным. Признак «ртовость» является общим для всех гласных фонем русского языка, поэтому он выступает как интегративный.

Дифференциальными являются признаки, с помощью которых фонемы противопоставляются друг другу. Дифференциальные признаки (далее – ДП) – это признаки, обеспечивающие различение фонем, функционально важные признаки. Например, признаки «звонкость»/«глухость», «твердость/мягкость» являются дифференциальным для русских согласных фонем, так как по этим признакам согласные фонемы противопоставлены друг другу в русском языке: /т/ – /д/; /т/ - /т’/. Те физические признаки, которые обладают смыслоразличительной функцией в данном языке, называются дифференциальными (различительными) признаками. Дифференциальные признаки являются фонологически релевантными, фонологическими.

Во многих работах по русской фонетике содержатся противоречивые суждения о согласных [г, к, х] и их парных [г’, к’, х’]. Но наличие таких слов как кюри (ср. кури ), кювет, гяур и др. свидетельствует о наличии в русском языке мягких заднеязычных фонем.

Для всех русских смычных согласных интегральным (неразличительным) признаком является непридыхательность, так как в русском языке нет придыхательных смычных согласных.

Состав дифференциальных признаков у одинаковых звуков в разных языках может быть различным. Так, в русском языке фонемы /т/ и /т’/ включают в свой состав ДП «твердость» / «мягкость», а в английском и немецком языках признак «мягкость /твердость» не выступает как ДП для согласных фонем. В разных языках разные физические признаки участвуют в различительной способности фонем.

В русском языке «долгота/краткость» гласных не используется для различения морфем и слов, а в английском и немецком языках «долгота/краткость» являются дифференциальными признаками фонем (ср. англ. sleep – sli p; нем. bieten – bitten ). В русском языке носовое произношение гласных не используется для смыслоразличения, а во французском и польском признак «назальность» является различительным для гласных фонем (ср. франц. sa – sang ).

Учитывая те признаки, которые характеризуют фонему данного языка, ее можно представить как пучок дифференциальных признаков. Чтобы определить фонему, надо знать набор ее дифференциальных признаков, по которым она противопоставляется другим фонемам данного языка.

Установление ДП фонем позволяет описать систему фонем языка. Фонемы, характеризующиеся частично сходным набором ДП, объединяются в группы (подклассы). В итоге обнаруживается определенная организация внутри класса фонем – структура фонологической системы.

ДП имеют фонетические корреляты. Для фонем разных классов один и тот же ДП может характеризоваться разными фонетическими коррелятами. Так, признаку «мягкость» соответствуют такие фонетические корреляты: у носовых сонорных, например, [м’] признаку «мягкость» соответствует и-образный призвук, а у заднеязычного [к’] признаку «мягкость» соответствует появление специфической щелевой фазы.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в тех пределах, которые не затрагивают ее ДП. Если же один из таких признаков окажется устраненным и замещенным иным ДП, одна фонема превращается в другую.

Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало разработке универсальных классификаций, построенных по дихотомическому принципу. Языковеды пытаются установить тот «набор» ДП, которым пользуются все языки мира. Американские ученые Р.Якобсон, Г.Фант и М.Халле высказали гипотезу о том, что в различных языках мира используются двенадцать пар дифференциальных фонемных признаков. Отдельные языки (или группы языков) характеризуются своими «наборами» ДП, составленными из описанных двенадцати пар. Среди различительных признаков учеными были названы такие признаки:

1) гласный/негласный;

2) согласный/несогласный;

3) компактный/диффузный (учитывается степень концентрации произносительной энергии);

5) прерванный/непрерванный (учитывается наличие, и характер преграды при прохождении воздушной струи);

6) носовой/ртовый;

7) звонкий/глухой и др.

Позднее эта классификация была упрощена Н.Хомским и М.Халле, предложившими учитывать три основных признака при описании звуков речи:

1) сонорный/несонорный;

2) вокальный/невокальный;

3) консонантный/неконсонантный.

При необходимости эти признаки дополняются признаками по способу артикуляции, месту образования звука, источнику голоса и шума и т.д.

Фонемы противостоят одна другой своими ДП в языке в целом, а не в отдельных морфемах. Отдельные же морфемы могут выражаться в разных случаях различным составом фонем: например, бег-у и беж-ишь имеют одну и ту же корневую морфему в двух фонетических разновидностях (с фонемами /г/ и /ж/). В словоформе дома [дΛма] в корне представлена фонема, которая по своей реализации совпадает с фонемой /а/ в слове дама [дамъ]. Ряд чередующихся фонем и их вариантов в составе одной морфемы обозначают термином «морфонема». Морфонема – это не только одна фонема в ее вариантах, но и ряд разных фонем и их вариантов, чередующихся в одной и той же морфеме.

Cтраница 1


Дифференциальные признаки используются в качестве характеристики содержания понятия.  

В заключение приведем дифференциальный признак выпуклых функций, который, учитывая лемму 9.5, может быть получен из соответствующего результата для функции одной вещественной переменной. При этом, естественно, речь будет идти о дважды дифференцируемых функциях, имеющих непрерывные частные производные второго порядка.  

Устанавливая различные значения дифференциальных признаков, мы получаем класс понятий с однородной структурой: все понятия данного класса обладают одинаковой схемой.  

Но тогда это условие, учитывая лемму 9.5 и известный дифференциальный признак выпуклых функций одной вещественной переменной, является необходимым и достаточным для выпуклости рассматриваемой функции f (x), что и требовалось показать.  

Однако цвет колоний на средах с ТТХ не является достаточно четким дифференциальным признаком для энтерококков.  

В связи с этим безотносительно к предыстории нагружения нельзя указать дифференциальный признак (типа Т), разделяющий активное и пассивное продолжение процесса. Можно лишь считать установленным, что для пропорционального докритического нагружения существует пучок направлений догрузки, для которого использование соотношения (1.8) может быть оправдано и во многих случаях приводит к.  

Из выражения (2.18) непосредственно следует, что сущность er G extR обладает дифференциальными признаками обоих понятий Р и Q, что соответствует сформулированному выше правилу наследования признаков для абстракции агрегации. Так, понятие АВТОМОБИЛЬ наследует все признаки, относящиеся к понятиям ДВИГАТЕЛЬ, КУЗОВ и ШАССИ. При этом множество признаков понятия АВТОМОБИЛЬ является объединением признаков своих составных частей.  

Условные реакции симпатии и антипатии нами будут рассмотрены на основе функциональных схем Хассен-штайпа, которые должны пояснить существенные дифференциальные признаки.  

Установленный факт является весьма важным, так как для одноэкстремальных задач на выпуклых множествах в случае дифференцируемое соответствующих функций могут быть сформулированы дифференциальные признаки решения, позволяющие построить эффективные численные методы. В то же время для многоэк - стремальных задач эффективно проверяемых признаков решения в принципе существовать не может.  

Полевый 1финцип исследования фразеологизмов позволяет объединять в одно фразеологическое поле единицы, характеризующиеся семантической общностью, которые располагаются как ядро и периферия в зависимости от структуры значения: обладающие наиболее общим значением элементы поля находятся в ядерной части, периферию будут составлять единицы, значение которых отягощается различными дифференциальными признаками. Внутри поля его компоненты связаны системными отношениями и могут объединяться в более мелкие группировки (микрополя), которые перекрещиваются, обеспечивая фразеосемантическому полю незамкнутую структуру. В целом таким образом создается определенная модель фрагмента картины мира, отраженной в специальном наборе фразеологических единиц, а в их значении закрепляется национальное языковое сознание. Одной из целей данной главы является описание фразеологизмов с безличным значением.  

Возможны два подхода к формальному представлению интен-сионала: теоретико-множественный и логический. При теоретико-множественной формализации в интенсионал обычно включают множество всех дифференциальных признаков, характеризующих понятие.  

Интересующая нас задача ВП состоит в минимизации некоторой вогнутой функции fa (x) на выпуклом множестве допустимых векторов (9.33), определяемых условиями (9.34) и (9.35), где ft (x), il, m - заданные вогнутые функции. Если указанные вогнутые функции являются дифференцируемыми и, кроме того, выполнено условие Слейтера (см. теорему 9.5), то для проверки оптимальности допустимого вектора х Х можно использовать следующий дифференциальный признак оптимальности.  

Заслуживает внимания метод Calobert, Morilis (1958) в связи с быстротой получения ответа, демонстративно-стью, легкостью и точностью учета колоний с черным ореолом, образованных преимущественно энтерококками. Авторы разработали оригинальную среду, содержащую стимуляторы роста и питательные вещества, способствующие росту энтерококков; использованы способность энтерококков к более интенсивному развитию в анаэробных условиях и тест на эскулин как надежный дифференциальный признак всей группы санитарно-показательных стрептококков. Образование продуктов жизнедеятельности регистрируется по изменению цвета среды.  

Такая же закономерность характерна и при построении звукового субъективного образа. В интересном исследовании Л. Я. Балонова и В. Л. Деглинаб при проведении односторонней электросудорожной терапии (выключение электрическим ударом левого или правого полушария у человека) обнаружено, что правое полушарие формирует целостный образ, лежащий в основе мгновенного чувственного восприятия сложных звуковых неречевых образов, а левое полушарие обеспечивает избирательное, аналитическое выделение звуковых сигналов, необходимое для классификации звуков речи по дифференциальному признаку и последующих языковых обобщений.  

Помимо классических слов (в том числе сложных), словосочетаний и морфем, а также единиц с неполным набором типовых признаков, в английском языке существуют особого рода структуры, которые можно условно назвать нейтральными образованиями. Нейтральные образования - это структурные единицы, компонент (или компоненты) которых не имеет (не имеют) четко выраженных признаков основы или слова и которые вследствие этого могут быть истолкованы и как сложные слова и как словосочетания. Дифференциальные признаки сложного слова и словосочетания в нейтральных образованиях как бы нивелированы. Один из компонентов нейтрального образования обязательно имеет грамматический омоним. Помимо омонимии (основы и слова, а также форм категориально различных слов), причиной существования нейтральных образований является сходство семантики и синтаксических функций слов, являющихся разными частями речи.  

Фонема имеет свою структуру, имеет ряд признаков, которые самостоятельно не существует, а сосуществуют в фонеме. Причем одними признаками фонема может отличаться от другой, а другие наоборот, являются общими, объединяющими.Различительные признаки фонем и устанавливается в сигнификативно сил. п оз..

Признаки, необходимые для определения данной фонемыв сигн. сил. поз. называются дифференциальными признаками (фр. differencire – различать).

Эти признаки позволяют различать одну фонему от другой. Например, ˂и˃ - верхний подъем, нелаб. - эти признаки, воплощающие фонему и в сигн. сил. позиции, позвол. отличить от др. фонем, например, от фонемы ˂у˃ - верхней подъем, лабиал.

Таким образом дифференциальный признак фонемы определяется с помощью противопоставлений. В теории МФШ набор дифференциальных признаков может быть разным.

Например: ˂а˃ - тол. ниж. под. и отсутст. призн. лабиал-ти. (тол. а ниж. под.)

Интегральный признак - признак зв., воплощающих фонему, которые не участвуют в противопоставлении фонем другим фонемам. Интегральный признак часто не самостоятелен, эти признаки вынужденные, часто связаны с предсказательными возможностями звука, который воплощает фонему.

Например, для гласных фонем (интегральный признак – ряд, так как он в высшей степени подвижен)

[ӓʹ] - в позиции между двумя согласными более переднего образования, чем [а] после твердых или между двумя твердыми согласными, но они оба образ. фонему а.

Для гласных звуков [ӓ] и [a] показатель ряда связан с предсказательностью.

Признак лабилизованности для [a] - интегральной признак.

Для согласных:

[ц] – признак гл.-зв. - ИП

Общепринятой пары по глухости-звонкости у него нет.

[ц] - [дˆз] - возникает только в потоке речи; как функциональная единица этот звук не существует. поэтому ˂ц˃. В отличие от [т] и[д] , ˂т˃ и ˂д˃ - призн. гл. –зв. – ИП.

꞊˃Дифференциальные и интегральные признаки выполняют разные функции.

Дифференциальные признаки необходимы для различения значимых единиц (сигнификативная функция), интегральные признаки в большинстве случаев выполняют предсказательную функцию.

Московская фонологическая школа:

характерно противопоставление фонемы, которая обладает набором дифференциальных признаков звука, который ее реализует. Звук имеет набор дифференциальных признаков и интегральных признаков. Для того, чтобы определить фонему, необходимо назвать дифференциальный признак. чтобы охарактеризовать звук нужно назвать и дифференциальные и интегральные признаки.

Санкт Петербургская фонологическая школа: признак твердость мягкость является дифференциальным признаком для согласных. Однако СПФШ считает, что дифференциальный и интегральный признак характеризуют фонему и ее аллофоны(варианты и вариации).Это вытекает из понимания основной функции фонемы в СПФШ. С этой точки зрения фонемы и аллофоны важные необходимые, чтобы знать слова в полной мере. В любой позиции фонема способна выполнять и различительную и предсказательную функции одновременно.По теории СПФШ ни фонемы,ни ее дифференциальные признаки не подвергаются нейтрализации,поэтому в любой позиции набор ДП и ИП постоянен.

Если набор дифференциальных признаков устанавливается в сигнификативно сильной позиции, то в СПФШ в полном типе произнесения.Более того в обоих школах способы определения дифференциальных признаков фонем отличаются꞊˃ разные результаты.

Дифференциальные признаки:

  • подъем
  • лабиализованный - не лабиализованный (у всех глас. кроме [а]). Признак ряда - интегральный признак.

Что касается согласных(согласных обладает четырьмя дифференциальными признаками(:

  • Место образования
  • способ образования
  • глухости-звонкости
  • твердости-мягкости

Один интегральный признак - шумность-сонорность.

В СПФШ все признаки признаются дифференциальными признаками. у всех согласных набор дифференциальных признаков: место образования, способ образования, твердость мягкость, глухость звонкость, шумность сонорность.

Оби школа объединяются в том что фонемы неотделимые, нельзя рассматривать в отрыве от фонем.

Оппозиция в лингвистике - одно из понятий структурализма: существенное для смыслоразличения различие между единицами плана выражения. Такому различию соответствует различие единиц плана содержания.

Понятие оппозиции используется для разграничения языковых единиц (инвариантов) и их вариантов: инварианты способны вступать друг с другом в оппозитивные отношения, а варианты не обладают такой способностью (их отношения неоппозитивны).

Примером оппозиции на фонологическом уровне в русском языке может служить пара заднеязычных согласных фонем /k/ - /x/: они способны быть единственным средством смыслоразличения, например в паре корь - хорь. Напротив, [g] и [ɣ] являются вариантами одной фонемы, поскольку аналогичной пары для них в русском языке нет (более того, эти звуки взаимозаменяемы).

Приверженцы Московской фонологической школы приводят и другой пример: положение школы об отсутствии в русском языке самостоятельных фонем , , аргументируется тем, что названные звуки не образуют смыслоразличительных фонологических оппозиций со своими твёрдыми вариантами [g], [k], [x] и потому являются лишь вариантами фонем , и соответственно.

В фонологической концепции Н. С. Трубецкого учение об оппозициях, включающее их классификацию, занимает центральное место. Там же вводится понятие нейтрализации - невозможность реализации в данной позиции фонологической оппозиции, реализующейся в данном языке в других позициях (так, в русском языке в позиции конца словоформы не противопоставлены звонкие и глухие шумные согласные: род - рот, в то время как перед гласными оппозиция реализуется: ротовой - родовой).

Дифференциа́льный (различи́тельный) при́знак (ДП) - одно из основных понятий лингвистики: то или иное свойство языковых единиц, противопоставляющее их другим единицам того же уровня, им не обладающим (или обладающим противоположным свойством).. Так, в русском языке звук противопоставлен звуку [l] по наличию свойства палатализованности, словоформа стол - словоформе столы по числу, значение слова олень - значению слова камень по одушевлённости.



В фонологии понятие дифференциального признака разработано в наибольшей степени. Различают релевантные и нерелевантные (иррелевантные) для фонологической системы данного языка ДП. ДП является релевантным, если по нему противопоставляются какие-либо фонемы данного языка. К примеру, в русском языке для согласных релевантен ДП звонкости - глухости (том - дом), однако не во всех позициях: глухость согласных на конце слов обусловлена позицией, а значит нерелевантна (лук - луг ).

Фонема может быть представлена как совокупность (пучок) «фонологически существенных [различительных] признаков, свойственных данному звуковому образованию». Элементы пучка, впрочем, «выступают вместе, а не раздельно», неразрывно связаны друг с другом. Фонема не состоит из ДП в том же смысле, в каком слово состоит из фонем, являющихся сегментными (линейными) единицами.

Совокупность ДП, общих для членов нейтрализующегося фонологического противопоставления, называется архифонемой . Термин ведёт своё происхождение из фонологии Н. С. Трубецкого.

26. Фонема: вариант и вариация. Позиционные изменения звуков/фонем. Дистрибуция.

Вариа́нт фоне́мы - в учении Московской фонологической школы (МФШ): обусловленная позицией модификация фонемы, совпадающая по артикуляторным и акустическим качествам с реализацией какой-либо иной фонемы (или нескольких фонем). К примеру, в словоформе зуб конечный согласный, относимый МФШ к фонеме , совпадает в звучании с конечным согласным формы суп - реализацией фонемы

). Таким образом, вариант выступает в сигнификативно слабой позиции.

Иначе вариант фонемы может быть определён как один из членов, являющихся общими для двух или более рядов позиционных чередований звуков. Так, в русском языке в словоформах сома́ и сама́ в первом слоге выступает звук [ʌ], хотя под ударением (в сигнификативно сильной позиции для русских гласных) звуки различаются (сом - сам), что для последователей МФШ означает, что имеют место различные, но пересекающиеся ряды чередований.

Вариант противопоставлен, с одной стороны, основному варианту (доминанте) фонемы, выступающему в абсолютно сильной (сигнификативно и перцептивно сильной) позиции (в отличие от него, как и вариация, относится к модификациям фонемы), с другой стороны, вариации фонемы, представляющей фонему в перцептивно слабой, но сигнификативно сильной позиции.

Также термин «вариант фонемы» может употребляться в значении «аллофон» («оттенок фонемы») в его понимании Петербургской фонологической школой.

Вариа́ция фоне́мы - в учении Московской фонологической школы: звук, являющийся реализацией фонемы (иными словами, аллофон) в сигнификативно сильной, но перцептивно слабой фонологической позиции, не нейтрализуя, таким образом, фонемного противопоставления, и обусловленный данной позицией. Так, в русском языке ударные гласные непереднего ряда в положении между мягкими согласными в артикуляции смещаются вперёд (вол - вёл , лук - люк ), однако не совпадают по звучанию с русскими гласными фонемами переднего ряда, поэтому перед нами вариации фонем ( и соответственно).Вариация противопоставлена, с одной стороны, основному варианту фонемы, выступающему в абсолютно сильной (сигнификативно и перцептивно сильной) позиции (в отличие от него, как и вариант, относится к модификациям фонемы), с другой стороны, варианту фонемы, представляющему фонему в сигнификативно слабой позиции.

Иногда вариацию называют оттенком фонемы, однако следует учитывать, что термин «оттенок» используется и шире, в значении «аллофон» и «вариант фонемы» (в его понимании Петербургской фонологической школой).

До сих пор мы предполагали, что фонемы языка не разложимы далее: что они являются минимальными элементами выражения (если использовать терминологию предыдущей главы, см. § 2.2.5). Это предположение все еще встречается в большинстве стандартных учебников лингвистики, хотя его подвергли сомнению более 30 лет тому назад Трубецкой, Якобсон и другие представители Пражской школы. Их подход к фонологии в последнее время приобрел сторонников не только в Европе, где у него всегда было много приверженцев, но также и в Америке.

Согласно Трубецкому и его последователям, фонема далее разложима на дифференциальные признаки. Рассмотрим, например, следущие девять английских фонем: /к/, 1^, /п/, IV, /о7, /п/, /р/, /Ь/, /т/. Вот типичные примеры слов, в которых они встречаются в начальном и конечном положении:

Пробел в строке для /д/ означает, что эта фонема не встречается в начале слова. В рамках описанной выше интерпретации фонемной теории каждая из этих девяти фонем полностью отлична от всех прочих. Фонетические соображения релевантны для решения вопроса об аллофоническом варьировании (то есть для объединения звуков речи, находящихся в дополнительной дистрибуции, как контекстуально обусловленных вариантов одной фонемы), но не для трактовки отношений между фонемами. Как пишет Хоккет, «...следует постоянно помнить, что фонема в некотором данном языке определяется только в терминах ее отличий от прочих фонем того же языка». Фонологи Пражской школы были бы склонны внести поправку в это утверждение, определяя каждую фонему в терминах как ее отличий, так и сходств по отношению к другим фонемам того же языка.

Если обратиться к упомянутым выше девяти английским согласным фонемам, то мы можем выделить семь признаков, или компонентов, которым мы можем дать следующие названия (основываясь на частичном описании их аллофонов в терминах артикуляторной фонетики): велярный, лабиальный, дентальный (или альвеолярный);

глухой, звонкий; ротовой, носовой. Из них различие между звонким и глухим можно рассматривать как различие между наличием или отсутствием признака звонкости, а различие между носовым и ротовым - как различие между наличием или отсутствием назаль-ности. Если считать, что велярный, лабиальный и дентально-аль-веолярный компоненты представляют собой взаимно независимые признаки, каждый из которых может присутствовать или отсутствовать, то можно описать наши девять согласных в терминах пяти двузначных переменных. Эти переменные - Ьа (лабиальность), Уе (велярность), Бе (дентальность или альвеол я рность), Уо (звонкость), Ыа (назальность) - могут принимать два значения: положительное (наличие) и отрицательное (отсутствие). Мы будем использовать двоичные знаки 1 и 0 в качестве символов этих положительного и отрицательного значений (ср. § 2.4.3).

В рамках этой нотации каждая из рассматриваемых девяти фонем может быть представлена как колонка значений в двумерной матрице ^ем. табл. б1!.

Например, колонка для /к/ (в табл. 6) читается (сверху вниз) как 01000, колонка для 1ф - как 01010 и т. д. Заметим, что всякая фонема отличается от любой другой по меньшей мере одним значением из пяти переменных признаков.

Теперь мы должны провести различие между функциональным и нефункциональным значениями. Фонологический контраст между /к/ и /¿1 заключается исключительно в отрицательном или положительном значении переменной Уо; так же определяется контраст между /р/ и /Ь/ и между /{/ и 16.1. Оппозиция глухой vs. звонкий, таким образом, является минимальным функциональным противопоставлением в рамках английских ротовых взрывных согласных: это дифференциальный признак. С другой стороны, через посредство положительного значения признака Na (назадьность) фонема /п/ противопоставляется как фонеме /к/, так и Igl, фонема /т/ - как /р/, так и 1Ы, а фонема /п/ - как HI, так и 161; в то же время тот факт, что носовые согласные (/rj/, /т/ и /п/) также реализуются как звонкие, можно рассматривать как нерелевантный для фонологической структуры английского языка. Назальность предполагает, или детерминирует, звонкую фонетическую реализацию в английских словах: не существует пар слов, которые различались бы только тем, что в одной и той же позиции парадигматического контраста в одном слове встречается глухой носовой, а в другом - звонкий носовой. В этом смысле звонкость нефункциональна в сочетании с назальностью. Подобным образом, поскольку не существует согласных, которые были бы как лабиальными, так и велярными, как лабиальными, так и дентальными, как дентальными, так и велярными и т. п., положительное значение признаков La, Ve или De в какой-либо колонке матрицы детерминирует отрицательное значение двух других. Мы можем, таким образом, построить новую матрицу, в которой знак «+» будет обозначать «положительное» значение, а знак «-» - «отрицательное», а отсутствие как «плюса», так и «минуса» - «нефункциональность» (см. табл. 7). Каждая из девяти рассматриваемых фонем теперь отличается от прочих двумя либо тремя дифференциальными признаками.

Преимущество этого подхода состоит в том, что он позволяет нам установить более систематическим и более экономным образом ограничения на дистрибуцию отдельных классов фонем. Например, хотя существует множество английских слов, в которых в первых двух позициях находятся /sp/, /sk/ или /st/ (например, spot "пятно", skip "скакать", step "шаг"), нет ни одного, которое начиналось бы с /sb/, /sg/ или /sd/. Совершенно ясно, что совпадение комбинаторных особенностей /р/, /к/ и HI, с одной стороны, и 1Ы, Igl и Idl - с другой, не «случайно». Здесь мы должны описывать не шесть независимых «фактов», но только один: «В контексте ls-1 различие между звонкими и глухими согласными не функционально». Существует множество других контекстов, относительно которых было бы уместно считать, что та или иная оппозиция между одним классом фонем и другим не функциональна.