Детские годы есенина. Сергей есенин - детские годы жизни и начало становления поэта

21 сентября (3 октября н. ст.) 1895 года в селе Константинове в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Отец служил в Москве в мясной лавке, дома бывал только наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет»; «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта. «Есенин любил пение матери. Уже в зрелые годы он с большой радостью слушал её в Константинове, где она постоянно жила, и в Москве, куда изредка наведывалась. Споёт она, - вспоминала писательница Софья Виноградская, - а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня”». Не только дома слышал народные напевы будущий поэт: «Сгребая сено на покосах, поют мне песню косари».

И стихи свои Есенин сравнивает с песнями - по мелодичности, богатству, гибкости ритма они близки к народной песне («засосал меня песенный плен», «в первый раз я запел про любовь», «пел и я когда-то далеко», «моё степное пенье»). Музыка помогает полнее передать чувства и мысли, звуковая организация произведений гармонична, идёт от врождённого чувства родного языка. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их», - писал Есенин. Поэт знал много частушек, сам их сочинял, с охотой исполнял. Современник так описывал его исполнение: «Пел он по-простецки, с деревенским однообразием, как поёт у околицы любой парень. Но иногда, дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, уже как поэт». Одну из своих первых книг Сергей Александрович хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырёхклассное училище, затем - в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. К этому времени относятся первые сохранившиеся стихи Есенина: «Звёзды», «Воспоминания», «Моя жизнь». Тогда же он составил два рукописных сборника своих стихов. Канинкулы Есенин проводил в Константинове, бывал в доме священника Ивана Попова, пользовался хорошей библиотекой хозяина.

В 1912 году Есенин окончил учительскую школу и получил диплом «учителя школы грамоты». Как считал А.В. Луначарский, «Есенин пришёл из деревни не крестьянином, а в некотором роде деревенским интеллигентом». В тот же год он переехал в Москву. Здесь сначала служил в мясной лавке, затем - в конторе книготоргового товарищества «Культура» и в типографии И.Д. Сытина. В типографии он работал корректором, много читал. При великолепной памяти, которую отмечали у Есенина его современники, эта работа значительно пополняла образование. Там же Есенин познакомился с А. Р. Изрядновой, которая вскоре стала его гражданской женой, но брак оказался недолгим.

В письмах этого времени отразились напряжённые духовные искания поэта: «Хочу писать “Пророка”, в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу. <...> Отныне даю тебе клятву. Буду следовать своему “Поэту”. Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки», - пишет он в письме дру-гу-земляку Г.А. Панфилову. Усиливаются его религиозные чувства. «...В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство», - сообщал он Панфилову в другом письме. Есенин сближается с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка; учится на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского; помещает свои стихи в московских журналах.

Первой публикацией С.А. Есенина считается стихотворение «Берёза», напечатанное в детском журнале «Мирок» в 1914 году и подписанное псевдонимом Аристон. Источником псевдонима являются стихотворения А.С. Пушкина «К другу-стихотворцу» и Г.Р. Державина «К лире». В переводе с греческого «аристон» означает «самый лучший». Так поэт заявил о своём приходе в литературу.
Затем увидели свет «Кручина», «Выткался на озере алый свет зари...» и другие стихотворения.

Доклад 7 класс.

Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 го­да в селе Константинов© Рязанской губернии в семье зажиточ­ных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 году, после того как временно ра­зошлась с мужем. В 1904 году Есенина отдали в Константинов- ское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. Среди первых впечатлений - Есе­нина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепца­ми, и бабушкины сказки. Сергей Есенин с отличием окончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно- учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный универ­ситет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есе­нину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в кни­гоиздательстве, затем в типографии И.Д. Сытина; в этот пери­од он примкнул к революционно настроенным рабочим и ока­зался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университе­та Шанявского (1913-1915).

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожжину), Есенин об­ретает единомышленников в «Суриковском литературно- музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912 году. Печататься начинает с 1914 года в московских дет­ских журналах. Первое напечатанное стихотворение «Береза».

Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где зна­комится с А.А. Блоком, С.М. Городецким, A.M. Ремизовым, Н.С. Гумилевым и другими поэтами, сближается с Н.А. Клюе­вым, оказавшим на него значительное влияние. Их совмест­ные выступления со стихами и частушками, стилизованные под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафья­новых сапожках), имели большой успех.

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высо­чайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно- санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Госу­дарыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и ца­ревны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Обще­ства возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к ве­ликой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпато­рию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) вос­торженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и при­родный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часо­слов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «ан­тропоморфизм»: животные, растения, явления природы оче­ловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Вот как сам поэт пишет о себе в своей автобиографии: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному де­ду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сы­новей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в га­лоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щен­ка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был ко­новодом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка лю­била меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофри­ли голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых во­лос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в цер- ковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Горо­децкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внут­ренней распре, большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 1/2 года, и снова уехал в деревню... Из поэтов- современников нравились мне больше всего Блок, Белый и

Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности».

Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом «из низов». Он всегда говорил: «Я просто поэт». Деревенского юношу с копной золотых волос и васильковыми глазами эс­тетствующие окололитературные слои еще долго восприни­мали как простачка. Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передо­вых литературных журналах. В литературных кругах постоян­но обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи и драчуна.

С начала 1914 года в московских журналах появляются стихи Есенина. В 1915 году он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Его талант признают Городецкий и Клюев, с которыми его знакомит Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В этом же году входит в группу «крестьянских» поэтов (Н.Клюев, С. Городецкий, А. Ремизов и др.). В 1916 году выходит в свет первая книга Есенина «Радуница», затем - «Голубень», «Русь», «Микола», «Мар­фа Посадница» и др. (1914-1917). В 1916 году призывают на военную службу. Революция застала его в одном дисципли­нарном батальоне, куда попал за отказ написать стихи в честь царя.

Вопросы по докладу;

1) В какой семье воспитывался С.А. Есенин?

2) Где и когда учился С.А. Есенин?

3) Когда Есенин решил стать поэтом?

4) О чем писал Есенин в своих первых поэтических произ­ведениях? Чем поэт привлек публику?

5) Что писал С.А. Есенин в своей автобиографии?

Детство Есенина. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал поэт. Насколько я себя помню, помню и толс- тые книги в кожаных пере­плетах». Поначалу это были фолианты духов- ных писа­ний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведе- ниярусских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литера- туре с девяти лет, когда поступил в Константиновской земское четырех ­годичное училище. Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью большими окнами на каждой из удлиненных сторон. Дом был разделен коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом - второй и четвертый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс поступало около сотни ребят (село Константинове насчиты­вало шестьсот- семьсот дворов), а четвертый заканчи­вало не более десяти. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.

Слайд 3 из презентации «Есенин 8 класс» . Размер архива с презентацией 172 КБ.

Литература 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Блок На куликовом поле» - Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! ? Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. До боли Нам ясен долгий путь! И нет конца! Каким вы представляете лирического героя стихотворений? Воины. ? Так начинается первое стихотворение цикла. Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. ? Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово. О, Русь моя! Родина. М. Авилов. ? Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»? Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор.

«Жизненный путь Горького» - Урок чтения и развития речи в 8 классе. Вспомним произведения М.Горького. Будем учиться осознанно и правильно читать, составлять план для пересказа. Эпиграф урока. «Всем хорошим во мне я обязан книгам…». Заведение Творение Босяк Псевдоним. Узнаем биографию писателя. Составила: Учитель русского языка и литературы Калужских И.Н. Цели урока. Словарная работа. М.Горький. Тема урока: Жизненный путь Максима Горького.

«Пушкин Моцарт и Сальери» - «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно не писал. В.А.Моцарт – вундеркинд из Зальцбурга. Что такое цикл? Основополагающий вопрос. Ещё не всё…» (А.С.Пушкин - П.А.Плетнёву). Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству. Написано 600 произведений во всех жанрах! «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Кто такой гений?

«Русская литература» - А.П.Чехов. «После бала». Комедия «Ревизор». Н.Рубцов. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А.С.Пушкин. Тэффи (Надежда Александровна ЛОХВИЦКАЯ). Шемякин суд. Житие Александра Невского. А.И.Куприн. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. С.А.Есенин. Комедия «Недоросль». М.Ю.Лермонтов. А.Фатьянов. М.А.Осоргин. А.А.Блок. Литература 18 века. И.С.Шмелёв. К.Ф.Рылеев. Н.С.Лесков. Зарубежная литература. «На поле Куликовом». Поэма «Мцыри».

«Жизнь Салтыкова-Щедрина» - Мы очень мало знаем о внутренней жизни Салтыкова - Щедрина за вятские годы. (1826 год - 1889 год). Известны лишь внешние факты. Одиноким Щедрин был и в своей семье. Выполнил ученик 8 д класса: Клюев Вадим. В 1884 году царское правительство запретило издание журнала "Отечественные записки". Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Салтыков преследует взяточников, выступает против административного и помещичьего произвола.

«Биография Блока» - Начинал в духе символизма, ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» . За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!». Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. Тогда же Блока отдали в гимназию. Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии.

Детство. Юность Есенин Сергей Александрович - поэт. Родился в с. Константинове, Рязанской губ. и уезда, в семье бедного крестьянина, но с двухлетнего возраста был взят на воспитание зажиточным дедом, с сыновьями которого, «ребятами озорными и отчаянными» , провел детство. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас. Клепиковской учительской школе (1909 -12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историкофилософском отделении университета Шанявского (1913 -15)

Литературный дебют. Успех С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературномузыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза"). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, и др. , сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, получает назначение санитаром в Царскосельский военносанитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

Революция В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

Айседора Дункан Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

О Творчестве Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений.

Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив. Этот пыл не называй судьбою, Легкодумна вспыльчивая связь, Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь. Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? Да и ты пойдешь своей дорогой Распылять безрадостные дни, Только нецелованных не трогай, Только негоревших не мани. Знаю я - они прошли, как тени, Не коснувшись твоего огня, Многим ты садилась на колени, А теперь сидишь вот у меня. И когда с другим по переулку Ты пройдешь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь. Пусть твои полузакрыты очи И ты думаешь о ком-нибудь другом, Я ведь сам люблю тебя не очень, Утопая в дальнем дорогом. Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!" Я отвечу: "Добры вечер, miss". И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь.

Мне грустно на тебя смотреть… Мне грустно на тебя смотреть, Какая боль, какая жалость! Знать, только ивовая медь Нам в сентябре с тобой осталась. Чужие губы разнесли Твое тепло и трепет тела. Как будто дождик моросит С души, немного омертвелой. Ну что ж! Я не боюсь его. Иная радость мне открылась. Ведь не осталось ничего, Как только желтый тлен и сырость. Ведь и себя я не сберег Для тихой жизни, для улыбок. Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок. Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берез изглоданные кости. Вот так же отцветем и мы И отшумим, как гости сада. . . Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо

Вот оно, глупое счастье… Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Стелется синею рясой С поля ночной холодок. . . Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек!

«Пускай ты выпита другим» Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. О возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне Воображению поэта. Я сердцем никогда не лгу, И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой. Уж сердце напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой. И мне в окошко постучал Сентябрь багряной веткой ивы, Чтоб я готов был и встречал Его приход неприхотливый. Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты. Прозрачно я смотрю вокруг И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль, Что ты одна, сестра и друг, Могла быть спутницей поэта. Что я одной тебе бы мог, Воспитываясь в постоянстве, Пропеть о сумерках дорог И уходящем хулиганстве.

За что советская власть не любила Есенин в России после смерти Сталина, по официальным данным, был давно развенчан и разоблачен. В учебниках словесности 50 -х годов ему посвящали несколько строк, цель которых была - внушить советским школьникам, что Есенина незачем читать: он поэт второстепенный "мелкобуржуазный", несозвучный эпохе. . . Ни в печати, ни на радио имя Есенина никогда не упоминалось. Из библиотек его книги изъяты. Одним словом, официально Есенин был забыт и навсегда сдан в архив. . . Оттого-то так и старались большевики внушить, что Есенина не за что любить. Оттого-то он и был объявлен "несозвучным эпохе". . .

Трагический финал Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и. т. д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.

Трагический финал В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.

Трагический финал Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П. Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

Могила поэта является одним из самых известных и посещаемых мест Ваганьковского кладбища (г. Москва), на ней всегда живые цветы. Тут можно встретить поклонников его поэзии, читающих его стихи, посудачить о перипетиях его жизни и трагической гибели. Встречались также энтузиасты, которые из любви к поэту устраивали экскурсии всем желающим по кладбищу, показывая могилы его родственников и друзей.

После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается. И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки» , я думаю что о нем не забудут и наши дети…

Детство Есенин Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября по н. с.) в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. В трехлетнем возрасте был отдан на воспитание родителям матери, то есть Титовым, так как семья, в которой он родился и вырос, вовсе не была, вопреки утверждению самого поэта, такой уж простой. Есенины были безземельнее своих односельчан. Уже дед поэта, Никита Осипович, на том клочке земли, какую приобрёл после женитьбы (56 кв. аршин!), ничего, кроме избы и двора для скотины, построить не смог, «не осилил» и купить огород. В еще более тяжелом положении оказался его сын-Александр.

Даже в лучшие свои довоенные годы семья Есениных фактически жила не на деревенские, а на городские – торговые - деньги. Мясная лавка купца Крылова, где работал приказчиком отец Сергея, Александр Никитич, с приходом Советской власти, закрылась. Корова и огород, лошади не было, служили лишь подспорьем. Не было даже сада, хотя у соседей имелись пусть небольшие, но обильные плодами сады. Крестьянское детство без своих яблок и даже без запаха вялого укропа – травма на всю жизнь!

Мать поэта Татьяну Федоровну, женщину крепкую и более чем земную, неприкаянность никчемушника-мужа сильно раздражала, тем сильнее раздражала, что выросла она в семье с иным укладом: братья – ухватистые, умелые мужики, а отец к тому же еще и знатный лошадник, у которого и лучшие в селе лошади, и отменная упряжь. Разлад между родителями не мог не сказаться на самочувствии Есениных-младших, особенно Сергея. Внешне он был похож на отца, и это сходство, при разнице устремлений, создавало почву для постоянных «распрей» . С матерью, и именно в силу разности и натур и характеров, Есенину было проще. Однако при всей своей неприспособленности судьбу детям выбирал, и ладил именно отец.

Титовы жили в другой части села Константинова – в Матове. Дед Федор был известен всей округе как веселый, умный и своенравный мужик. Сыновья Титова жили своими семьями, и в доме оставались трое – дед, бабка и внук Сергей. Старики были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако, не проникся верой в бога и не питал особого интереса к церковной службе. С малых лет Есенин проявлял известную самостоятельность в чувствах, побуждениях, в отношении к окружающим, не поддаваясь безотчетно внешним влияниям, а как-то по-своему в них разбираясь. Кроме того, семья не была единственной школой его воспитания. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Учеба С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.

Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой. Преподавали в Константиновском училище супруги Власовы. Лидия Ивановна рассказывает: «Класс, в котором учился Сережа, вел мой муж (Иван Матвеевич). Но он по делам школы часто отлучался, и я оставалась за него. Когда он привозил новые книги, Сережа к нам обязательно приходил – в школе он уже все перечитал. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал одноклассникам стихи. В школе были книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина» . В мае 1909 Есенин окончил училище с похвальным листом «за весьма хорошие успехи и отличное поведение» . На выпускных экзаменах по всем предметам он получил отличные оценки.

В августе 1909 было решено отправить Сергея в Спас. Клепиковскую церковно-учительскую школу. Она готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковноприходских школ. Есенин без труда сдал вступительные экзамены и поселился в интернате при школе. Обстановка закрытого учебного заведения с поднадзорным существованием и казенным порядком, с засилием духовных лиц и церковных премудростей тяготила живого, пытливого юношу. Душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Однажды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным проселкам, домой, в Константиново, но был доставлен матерью обратно. Сергей продолжал учиться, мечтая, как признался потом в письме к товарищу, Грише Панфилову, «скорее убраться из этого ада» .

Среди учителей школы были священнослужители, чиновники, исполнительные служаки, но были и люди с широкими интересами, находившие путь к сердцам своих воспитанников. Таким являлся преподаватель словесности, старый учитель Евгений Михайлович Хитров, которому Есенин начиная со второго года обучения показывал свои стихи. В оценках учитель был строг: стихи приносили ему ворохами ученики всех классов, но крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу сдержанно отнесся он и к рукописям Сергея, да и знал его очень мало, так как занятия по литературе и стилистики приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии. После многих подражательных, ничем не приметных стихотворений на темы любви и природы мелькнуло в рукописях Есенина нечто самобытное, свежее. Это был небольшой этюд «Звезды» . Учитель одобрил его. Хитров советовал ему по окончанию школы всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами, войти в их творческую среду. Сделать это можно было только переехав в один из центров культурной жизни страны – в Петербург или Москву.

Творческий путь Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где работал отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Сытина. Сюда его устроили единомышленники «Суриковского литературно-музыкального кружка» , членом которого он становиться в том же году. Осенью 1913 года Есенин поступил вольнослушателем на историкофилософский факультет академического отделения Народного университета имени Шанявского. В университете существовал творческий литературный кружок. Есенин принимал участие в его работе. Весной 1914 он выступил на заседании кружка с чтением своих стихов. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками.

Выходивший в Москве детский журнал «Мирок» уже опубликовал к тому времени четыре его стихотворения (литературным дебютом было стихотворение «Береза»), а большевистская газета «Путь правды» приняла к печати его стихотворение «Кузнец» .

Весной 1915 Сергей Есенин приезжает в Петроград, где знакомиться с А. А. Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» , хотя «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта – самородка» , помог ему, познакомил с писателями и издателями. В начале 1916 выходит первая книга «Радуница» , в которую входят стихи, написанные поэтом в 1910 – 1915 годах. Здесь складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и прочее очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.

В начале 1918 Есенин снова переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица» , «Инония» , «Небесный барабанщик» , все 1918, и другие), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата» , 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе» , 1924, «Капитан земли» , 1925. Размышляя, «куда несет нас рок событий» , поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев» , 1921).

Поиски в сфере образности сближают поэта с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу – стремление очистить форму от «пыли содержания» . Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии» , 1919).

Любовь в жизни поэта Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я комулибо в безумной любви и, как бы я не уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это – искусство…»

Анна Изряднова Только курсистка Аня, также служившая корректором у Сытина, сумела в семнадцатилетнем мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь. С Анной Изрядновой Есенин состоял в гражданском браке, и она родила ему сына. Анна не перечила и ничего не требовала от него, просто любила. Через три месяца после рождения сына Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила.

Зинаида Райх В одной из деревень Вологодского уезда 4 августа 1917 года был зарегистрирован брак Есенина с Зинаидой Николаевной Райх. Сергей познакомился с ней ранней весной 1917 года в редакции петроградской газеты «Дело народа» , где она работала секретареммашинисткой. Ее родители жили в Орле. Там и провели молодожены последние дни августа 1917. После этого они сняли квартиру в Питере на Литейном проспекте. В Москву Есенин с женой переехал в марте 1918. Поселились они в небольшой гостинице на Тверской; там было неуютно и сыро, жили впроголодь, получая скудный продовольственный паек, но усердно трудились. В конце мая 1918 у Есениных родилась дочь Татьяна, почти два года спустя – сын Константин. Но семейная жизнь не ладилась. Поэт устраивал ужасные скандалы и часто бил беременную Зину. С женой поэт разошелся еще до рождения второго ребенка. После разрыва Зинаида вышла замуж за друга, режиссера Мейерхольда, и стала актрисой его театра.

Айседора Дункан В 1921 году в Москву по приглашению советского правительства приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Осенью того же года на квартире художника Якудова с ней познакомился Есенин. Дункан русского не знала, поэт же не знал иностранных языков, и впоследствии они объяснялись в основном жестами. Айседора и Сергей быстро сблизились, и 2 мая 1922 был зарегистрирован их брак. Оба молодых пожелали носить двойную фамилию. Дункан была старше Сергея на 17 с половиной лет. До Есенина она была несколько раз замужем, хотя браками это назвать трудно – Дункан была сторонницей женской эмансипации и свободной любви, а брак считала вещью отжившей. Супруги совершили несколько поездок за границу, в том числе и в США, а осенью 1923 года их брак распался – слишком уж «неравным» он был. В последнем письме к Айседоре Есенин признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе» . Айседора пережила поэта на два года – кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

Галина Бениславская Впервые Бениславская увидела Есенина 19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом музее, на котором поэт читал стихи. Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. На дне рождения Сергея американская танцовщица Дункан, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта. Не раздумывая, она увезла его к себе в особняк. После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин не стал больше жить со стареющей и ревнивой танцовщицей. Поэт вновь пришел в комнату Бениславской. Галина много времени, сил и стараний бескорыстно отдала на хоть какое-то устройство литературноиздательских дел Сергея. Чувствуя в ней настоящего друга, Есенин давал ей разные поручения, доверял ей рукописи, деньги, переговоры с издательствами. Когда оборвалась жизнь Есенина, Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для нее потеряла смысл. Она застрелилась около могилы поэта. Похоронили ее рядом с Сергеем Есениным. На памятнике начертали слова: «Верная Галя» .

Софья Толстая Еще не разведясь с Айседорой Дункан, Есенин увел Софью у своего приятеля – прозаика Бориса Пильняка. Поэт познакомился с ней весной 1925 года на домашней вечеринке у Бениславской. В июне 1925 года Есенин женился на Толстой и переехал к ней в большую мрачноватую квартиру. Софья любила Есенина! В то время, когда какие-то типы, пьяные и грязные, ели, пили и пользовались деньгами Есенина, у Сони не было новых башмачков, ботков, ничего нового, все старое, сносившееся… Но и сам поэт в этом браке не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Другу своему, проживающему в Тифлисе, Есенин сокрушенно писал: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеиться, хочу бежать! Куда? На Кавказ!» .

Роковые дни Обстоятельства жизни поэта, сложившиеся к середине 1925 года, мало способствовали эволюции его духовного мира. На смену плодотворнейшему периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла новая, теперь уже кратковременная полоса душевного кризиса. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма. Порвав с Мариенгофом и уехав от него, Есенин не имел никакого пристанища: ночевал то в «Стойле Пегаса» , то у друзей. Потом он поселился у Галины Бениславской, работавшей на тот момент журналисткой в газете «Беднота» . Находясь на Кавказе, поэт мечтал о том, как возвратившись в Москву, начнет жить по-новому. Но в Москве многое повторилось. К нему навязывались люди, постоянно твердившие, что его лирика никому не нужна. Они знали, что Есенину больно думать, что его стихи не нужны, и наперебой старались усилить эту боль.

К осени 1925 года неустроенность, скитальческая жизнь осложнились физическим нездоровьем поэта. У него были явно расшатаны нервы, и врачи посоветовали ему пройти двухмесячный курс лечения. 26 ноября Есенин был принят на лечение в психоневрологическую клинику. Ему отвели отдельную палату во втором этаже. Палата была просторной, светлой, но раздражал существующий порядок. Ворча на эти неудобства, Есенин, однако, не только лечился, но и работал. В клинике были написаны стихотворения: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» , «Ты меня не любишь, не жалеешь…» , «Может, поздно, может, слишком рано…» , «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» . Но клинику поэт покинул задолго до истечения положенного срока – на столько охватило его решение покинуть Москву, резко изменить обстановку, оторваться от лишних, мешающих ему людей. 21 декабря Есенин вышел из помещения клиники якобы по делам (по этой причине его отпускали и раньше) и не вернулся. Утром 24 декабря поэт приехал в Ленинград. Поселился в гостинице «Англеттер» . Но и здесь его не оставили в покое. Он снова очутился в той обстановке, от которой бежал.

Ослабленный болезнью, издерганный, сбитый с принятых ранее планов, решений, поэт не выдержал очередного приступа депрессии: 27 декабря поздно вечером заперся в номере, спать не ложился и далеко за полночь, между тремя и пятью часами утра, его не стало.

Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение, написанное кровью («До свиданья, друг мой, до свиданья…»), некрологи, мемуары, стихи… 31 декабря на Ваганьковском кладбище был похоронен великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

*** До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. С. Есенин, 1925