Что за движение сорок сороков. Православие или нацизм: связаны ли активисты РПЦ с праворадикалами

СОРОК СОРОКОВ…

Давайте приглядимся к тем русским словам, которые обозначают у нас числа, кратные десяти, от первого десятка до сотни:


два + дцать

шесть + десят


три + дцать

семь+ десят


восемь + десят


пять + десят

девя + но + сто


Очень легко понять, как построено большинство этих слов-числительных.

В первое, второе, четвертое, пятое, шестое и седьмое из них обязательно входит измененное слово «десять»:


двадцать = два раза десять

шестьдесят = шесть раз десять



Резко отличается от них «девяносто». Но и в его строении можно при некотором усилии разобраться.

И вдруг среди всех этих близких «родичей» странным чужаком встает совершенно ни на кого из них не похожее «сорок».

Как ни вслушивайся в это слово, ничего похожего на «четыре» или на «десять» не найдешь. А в то же время значит-то оно, безусловно, «четыре десятка». Как же оно возникло? Откуда взялось? С какими другими русскими словами связано?

Начнем с того, что заглянем в словари родственных нам славянских народов. Как те же числительные построены у них?


По-болгарски:

По-чешски:

По-польски:


двадесэт

двадзесця


тридесэт

тршидзесци


четыридесэт

чтиржицет

чтэрдзесци


Что же получается? Все эти слова похожи и между собою и на наши числительные 20, 30, 50, 60, 70, 80. Но на наше «сорок» не похоже ни одно из них.

Очевидно, это слово «сорок» является не общеславянским, происходит не от общего для всех этих языков корня, а прижилось только у нас на Руси и только в русском языке.

Мало того, судя по сходству остальных числительных во всех славянских языках, кроме русского , правильно будет допустить, что и у нас когда-то существовало для числа 40 слово, также похожее на них, что-то вроде «четырьдесят» или «четыредцать». Но затем, по причинам, сейчас уже неясным, его вытеснило слово совсем другого происхождения – таинственное «сорок».

Что же могло означать это слово и почему оно получило именно такое числовое значение?

Прежде всего, мы часто сталкиваемся в древнерусских письменных документах с несколько особым значением его. Некогда оно было не числительным, а существительным мужского рода и означало особую меру для счета дорогих мехов.

Читая древние грамоты и летописи, то и дело встречаешься с тогдашними «сороками»:


«…Да пять сороков соболя…», «Да еще двадцать семь сороков бобра…»


Это было особое существительное, применявшееся, однако, только при счете . Естественно, что до превращения его в имя числительное путь был уже недалек.

Сколько же шкурок-единиц входило в сорок?

Этого мы в полной точности не знаем. Но нам известно, что из «сорока» драгоценных шкурок можно было как раз сшить одно из тогдашних мужских меховых платьев, по-видимому длинный кафтан.

Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название «сорок». Это тем более вероятно, что мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – «сорочка». Вероятно, в ее покрое или мерке сохранилось что-то от покроя той меховой одежды, на которую когда-то шел сорок соболей или куниц (шел , а не шло и не шли , – заметьте!).

Надо, кстати, иметь в виду, что рядом с «сороком» существовала и вторая мера, применявшаяся при подсчете более дешевых сортов пушнины – «сорочок». «Сорочками» считали беличьи шкурки и обрезки, остающиеся при обработке собольего меха, – хвостики, «пупки» и пр.

Весьма возможно, что на пошивку старинного мехового «сорока» шло примерно сорок собольих или куньих шкурок. И вот постепенно слово оторвалось от первого своего значения и приобрело второе: сорок стало значить уже на «кафтан из сорока шкурок», а просто число: 40 шкурок. А дальше затем – не 40 собольих шкурок, а 40 любых предметов вообще.

Вот всмотритесь в примерную схему.

Были слова, которые значили:


Сначала:

Потом:

Наконец:


Слово «сорок» – заготовка на кафтан из «четыредцати» шкурок.

Слово «сорок» – 40 любых собольих шкурок.

Слово «сорок» – 40 любых предметов, в том числе и шкурок.


Слово «четыре -дцать» – 40 любых предметов, кроме шкурок.

Слово «четыре -дцать» – 40 любых предметов.

Слово «четыре -дцать» – ничего не значит. Оно исчезло .


Вероятно, было время, когда на эти «сорока» (как мы теперь на «дюжины» или «десятки») считали не только шкурки, но и некоторые (не все) другие предметы. Кое-какой след этого старинного счета сохранился в разных областях нашей исторической жизни и нашего языка.

Так, например, до 1917 года нередко можно было услышать выражение: «В Москве сорок сороков церквей».

Говорилось: «Затрезвонили во все сорок сороков» или «С Поклонной горы видны все сорок сороков».

Историки выясняют, что и в этом случае слово «сорок» еще не вполне равнялось по значению числительному 40. Сорок церквей образовывали в совокупности административную единицу, так называемое «благочиние». Вот оно-то и называлось «сороком».

Значит, до самых последних лет в нашем языке рядом с числительным 40 сохранилось имя существительное мужского рода «сорок», значившее: «четыре десятка церквей» – и только. Ведь никто не назвал бы тремя или десятью сороками 120 или 400 голов скота.

Бросается в глаза, что по причинам, о которых мы теперь можем только гадать, само число 40 имело для наших предков какое-то особенное значение. Действительно, старая русская мера веса – «пуд» – содержала в себе не 10 и не 100 фунтов, а именно 40. То же самое число встречается нам в целом ряде старинных пословиц, поговорок. Пример: «Сорок мучеников – сорок утренников» (о весенних морозах), «на Самсонов день дождь – сорок дней дождь».

Вероятно, по этой же самой причине иногда русский человек прошлых дней охотно заменял словом «сорок» слова «очень много», когда произвести точный подсчет ему не удавалось или не стоило этим заниматься. Я думаю, именно поэтому одно из членистоногих животных – сороконожка – носит доныне свое математически точное имя, хотя число лапок у нее отнюдь не равно сорока.

«Сороконожки, стоножки, тысяченожки и, наконец, просто многоножки – вот под какими названиями известны эти членистоногие, – говорят энтомологи, – но все же ни одна многоножка не имеет тысячи ног, хотя сотня-другая их бывает: известны многоножки со 172 парами ног…»

На этом примере особенно ясно видно, как слова «сорок», «сто» и «тысяча» заменяли собою выражение – «ужасно много». При этом, конечно, названия «стоножка» и «тысяченожка» – позднейшего и книжного происхождения; вначале же наш народ сам употребил для обозначения этого неописуемого и поразившего его множества ног всё то же излюбленное им число 40.

Теперь мне хочется предугадать одно соображение, которое, несомненно, может прийти в голову кое-кому из читателей: а нет ли чего-либо общего между словом «сорок» и сходно звучащим словом «сорока» – названием птицы?

Нет. Хотя эти слова и звучат сходно, ни в каком прямом родстве друг с другом они не состоят. Иной раз совпадение различных слов одного и того же или двух разных языков настолько поражает воображение, что не только профаны, но и ученые-языковеды поддаются на эту «удочку» и начинают считать их связанными между собой, приходя порой к самым нелепым выводам. Они забывают при этом, что каждое такое совпадение, каждая подобная этимологизация (установление происхождения слов) должны быть проверены исследованием и звукового и морфологического состава обоих слов. Необходимо убедиться, что их родство возможно с точки зрения тех законов языка и перехода слов от одного народа к другому, о которых у нас уже была речь.

Вот судите сами. В китайском языке есть слово «гермынь»; по-русски оно значит «братья». А в латинском языке слово «братья» звучало как «германи». Сходство поражает тем сильнее, что совпадают не только звуки – смысл! Кажется, о чем можно еще спрашивать? Конечно, слова эти родственны друг другу. Наверное, или китайцы заимствовали римское слово, или же, наоборот, оно в Италию пришло из Китая…

Однако стоит внимательно всмотреться в состав обоих слов, и окажется, что они распадаются на вовсе несхожие части. В латинском языке была целая семья слов, родственных слову «германус» (брат, родич): «герм-ен» – росток, отросток; «герм-инарэ» – прорастать, давать отпрыски; «герм-иналис» – произрастающий. Ясно, что звук «м» относился тут к самой основе, а «ан», «ен», «ин» – все это были суффиксы и окончания, образовывающие родственные слова.

В китайском же слово «гермынь» распадается на совершенно иные части. Здесь «мынь» никак не связано с «гер»; «мынь» тут – самостоятельная частица речи, так называемый «показатель коллективной множественности»: «сюэшен» – учащийся, «сюэшенмынь» – учащиеся; «хули» – лисица, «хулимынь» – лисицы, и т. д. Да и происхождение слова «гер» – совсем свое, китайское, не имеющее ничего общего с латинскими ростками и отростками.

Случайность сходства выяснилась, как только мы вгляделись в состав слов, в их внутреннее строение.

Запись, посвященная деятельности православного движения «Сорок сороков». Ее лидеры активно борются с противниками постройки новых храмов в Москве. Пользователь zobern считает, что движение связано с патриархом Кириллом, на основе некоторых фото он делает вывод, что его участники могут придерживаться неонацистской идеологии. Medialeaks проверил, так ли это.

Движение «Сорок сороков» было создано в июне 2013 года. Координаторы и основатели: называющий себя композитором православный активист Андрей Кормухин, чемпион России по боксу Владимир Носов и пауэрлифтер Александр Михайлович. Также в него вошло около десятка титулованных представителей силовых видов спорта.

Основная задача объединения, по словам организаторов, строительство православных храмов. Известность активисты «Сорока сороков» получили после конфликта вокруг строительства церкви в парке на Торфянке. На официальной странице движения недовольных называют «храмофобы», «торфяной майдан», «торфяное болото».

В записи пользователя zobern на Dirty движение характеризуется как «личная гвардия» главы Русской православной церкви на основании его выступления осенью прошлого года, когда он назвал так неких «добровольцев», которые окружают его во время выездных служб. Название «Сорока сороков» предстоятель не упоминал.

Близкие отношения в патриархией отчасти доказываются тем, что в феврале патриарх Кирилл лично поздравил Кормухина с 45-летием и преподнес ему икону Николая Чудотворца. При этом на фото Кормухин одет в фирменную футболку активистов.

Также есть в конце июля в паблике движения появилось фото, на котором глава РПЦ и Кормухин разговаривают на одном из мероприятий в окружении охраны.

Можно дополнительно отметить, что в журнале «Фома», издаваемом патриархией, в мае этого года вышло большое интервью с Кормухиным, а свое двухлетие организация отметила в Храме Христа Спасителя, центральном соборе РПЦ.

Кормухин - отец 9 детей. Один из них, мальчик примерно 14 лет был впрошлом году замечен на серии фотографий , где он в компании с отцом нападает на человека, который вышел на одиночный пикет в защиту геев к Госдуме, и плюет в ЛГБТ-активисток.

Теперь к доказательствам связи с неонацистами. Официальное самоназвание объединения: «Движение Сорок Сороков», поэтому на эмблеме стоят буквы ДСС, в то же время на странице активистов во «ВКонтакте» постоянно используется именно словосочетание «Сорок сороков» без слова «движение», под таким же хэштегом публикуются и все новости в паблике. Поэтому в тексте zobern использует аббревиатуру СС.

В организацию входит, пишет zobern на Dirty, Василий Степанов, известный в фанатской среде под кличкой «Киллер». Автор утверждает, что раньше он выступал координатором погромов, которые устраивали праворадикальные группировки и приводится его старое фото на фоне флага Национал-большевистской партии (запрещена в России).

Надо отметить, что позднее, по сведениям СМИ, именно под руководством «Киллера» был разгромлен офис НБП в Москве. Кроме того, Степанов нигде не упоминается как член ДСС, хотя и участвовал вместе с ними в акциях в поддержку строительства храма на Торфянке.

Другое доказательство приверженности членов ДСС праворадикальной идеологии - фото из профиля во «ВКонтакте» Александра Михайловича, справа от которого стоит молодой человек с вытатуированной на груди свастикой.

Сейчас на странице Михайловича такой записи нет. Впрочем,

Координатор православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин рассказывает о себе и своих духовных братьях.

Андрей Кормухин (20.02.1970) — правозащитник, координатор общественного движения «Сорок сороков», композитор. Женат, в браке 20 лет, в семье 9 детей. В 2013 году супруги — Андрей и Ольга Кормухины – были награждены Орденом родительской славы Москвы.

Истоки

Присутствие Бога я чувствовал с детства. Каждую Пасху ждал раскрашенного яичка под подушкой, верил, что его мне Боженька принес. Так мне мои бабушки говорили.

Папины родители были волжанами, жили в поселке Юрино – там, где река Ветлуга впадает в Волгу.

Семья исповедовала Православие, хотя дедушка был партийным функционером, можно сказать, фанатом коммунистической идеи. И все же в 90-летнем возрасте, незадолго до смерти, он пришел к вере. А мамина семья происходила из Семеновского района Нижегородской области, с берегов знаменитой реки Керженец, где исстари селились старообрядцы и где была «резиденция» знаменитого протопопа Аввакума.

Мама моя была сиротой, ее родители погибли во время войны. Растила маму тетя.

Наедине с небом

Но по-настоящему искать Бога я начал в армии. Ведь там, несмотря на то что вокруг всегда много людей, часто остаешься наедине с собой. В казарме, например, после отбоя – лежишь, а спать еще не хочется, и размышляешь… Или в карауле – стоишь на посту ночью и у тебя есть два часа на общение с Небом, единственным твоим собеседником. Смотришь на него и думаешь: а ведь там, наверное, что-то такое есть…

Путь к Богу я сначала искал с помощью логического мышления. И не находил. Но потом, когда к логике подключилась метафизика, в моей жизни появились первые признаки Божественного промысла, и в конце концов Господь привел меня в храм.

Встреча с Серафимом Саровским

Вскоре после службы в армии и женитьбы мы с женой поехали в Дивеево. Тогда там стояли только Свято-Троицкий собор и невзрачная вратарная колокольня, совсем не такая, как сейчас.

Дороги к знаменитому сейчас источнику Серафима Саровского тогда тоже не было. Спросили монахинь, как к нему проехать. Они пытались объяснить, но мы не поняли. А когда садились в машину, к нам подошел старичок – из тех, кто стоит на паперти, просит подаяние. «Ищете дорогу к источнику?» – «Да». – «Поезжайте на Цыгановку, дорога пойдет в лес, а дальше Серафим вас приведет».

Смотрит на нас и улыбается. Мы ему говорим: «Дедушка, вы на кого-то похожи!» А он: «Да ни на кого я не похож!» Ну, поехали, поблуждали по лесу, наконец, нашли.

В машине у нас тогда была икона Серафима Саровского. Мы пригляделись – это же наш дедушка с паперти! Просто одно лицо, только на иконе он был седой, строгий, а в жизни помоложе, с проседью и улыбчивый.

Проходит год. Мы снова приезжаем в Дивеево. Подходим к отцу Игорю (он, можно сказать, старожил здешних мест) и говорим: «Батюшка, хотим поблагодарить дедушку, который нам год назад дорогу к источнику показал. Он здесь на паперти стоит, очень на Серафима Саровского похож». Батюшка отвечает: «Нет у нас такого дедушки!» «Как нет?» Отец Игорь улыбается и говорит: «Это сам Серафим дорогу вам указал».

«Сорок сороков»

Среди моих братьев по вере немало спортсменов. Сам-то я занимался спортом – водным поло и боксом – на любительском уровне. А среди них есть и заслуженные мастера спорта, и чемпионы мира, Европы. С ними мы и создали движение «Сорок сороков».

Решили объединиться, когда столкнулись с противоборством строительству храмов в Москве, которую когда-то называли златоглавой. Здесь было «сорок сороков» церквей. А сейчас? На двенадцать миллионов жителей – чуть более 400 действующих приходов.

О каком духовном возрождении, о какой национальной идее можно в таком случае говорить? Православная Церковь должна вернуть себе хотя бы те самые «сорок сороков» в Москве. И, я считаю, очень своевременно в нашем городе была принята Программа «200 храмов».

Но не всем эта идея пришлась по душе. Когда стали нападать на строителей, натравливать на них собак, оскорблять батюшек, мы поняли, что нам пора сказать свое слово. Так возникло движение «Сорок сороков».

Вместо спора – праздник

Батюшки из разных районов Москвы стали обращаться к нам за помощью. Например, кто-то пытался поджечь храм на улице Островитянова в Теплом Стане – мы организовали его круглосуточную охрану, помогли поставить забор.

При строительстве храма на улице Камова, в районе Косино-Ухтомский, нашлись люди, которые опустились до того, что вырвали сваи, поставленные для закладки фундамента. Как тут быть? Мы пришли на площадку и …организовали праздник, на который пришли около 700 человек. Нашли общий язык и со священством, и с жителями района.

В итоге храм-часовня был построен. Накануне Пасхи здесь совершили освящение яиц и куличей. Помогаем, чем можем, строительству храмов на Ходынском поле, Новомосковской улице, Стартовой улице, на Мичуринском проспекте. «Сорок сороков» – это своеобразная православная «Скорая помощь». По первому звонку мы выезжаем на место и действуем в зависимости от обстоятельств.

Слово и дело

Одним из первых наших начинаний был большой праздник «Православие и спорт», который состоялся в Коломенском 14 сентября прошлого года. Мы собрали множество спортсменов и зрителей, провели пробежку «От храма к храму, от души к душе».

Терские казаки показали настоящий «Казачий Спас», который предполагает виртуозное владение шашкой, нагайкой, приемами ножевого боя. Гости из Союза десантников России продемонстрировали свой мастер-класс: как молниеносно снять часового, быстро и четко занять боевые позиции. Наш православный праздник поддержал тогда прославленный единоборец Федор Емельяненко, многие другие выдающиеся спортсмены.

Чемпион мира по карате Сергей Федоткин, отец Кирилл, который окормляет сборную России по карате, четырехкратный чемпион мира по боевому самбо Федор Емельяненко, Андрей Кормухин

Примерно в то же время мы организовали «молитвенное стояние» в поддержку строительства храма на Ходынском поле. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов склонялся тогда к мысли, что церковь здесь не нужна. Но люди думали иначе. На наш призыв откликнулись около 1,5 тысячи человек. Мы все вместе помолились, а потом желающие приняли участие в грандиозном велопробеге. Мероприятие получилось таким масштабным, что московские власти поняли: храм на Ходынке просто необходим.

Дары волхвов

Члены нашего движения сопровождали Дары волхвов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Киеве. Особенно запомнилась поездка в Киев, в разгар событий на «майдане» – с 24 по 30 января.

В отличие от Москвы, где Дары волхвов и желающих им поклониться охраняли две тысячи полицейских, в Киеве нам выделили всего 25 милиционеров.

Мы знали, что со стороны националистов планируются провокации, и пошли на хитрость. По нашей просьбе православные ребята из Службы безопасности Украины распространили среди бандеровцев слухи, что из Москвы приехали смертники, готовые положить за Дары волхвов свои жизни. Те пришли, увидели наших парней – а они все фактурные, спортивные – и не стали с нами связываться…

Многодетный отец

Меня друзья, порой, спрашивают: «Как вы справляетесь с девятью детьми? Мы и с одним-то управиться не можем». А я отвечаю: «Потому и не можете, что он у вас один». Такой ребенок, как правило, растет эгоистом. А если в семье двое, то они чаще всего становятся конкурентами друг другу, постоянно за что-то борются. Между двумя всегда должен быть какой-то «бегунок», третейский судья, который мирил бы их. Значит, нужен третий. А вообще – чем больше, тем лучше.

В нашей семье семь пацанов. Получился такой своеобразный мужской клуб. В этом году со старшими ездили на Олимпиаду. Они у нас спортсмены, биатлоном занимаются, вот и уговорили меня.

Недавно навестил своего старшего сына в Питере. Прямо гордость за него берет: он служит в военно-морском флоте, мечтает попасть в морскую пехоту и ведь добьется своего…

Я говорю всем друзьям и знакомым: «Ребята, рожайте детей! Потому что каждый ребенок – счастье. Один ребенок – одно счастье, два ребенка – два счастья и так далее». Когда я это осознал, ко мне пришло понимание: настоящей семьей может быть только большая семья.

Если мы с женой сядем в машину и на неделю куда-нибудь уедем, то вернувшись домой, застанем полный порядок: дети будут накормлены, одеты и помыты. Старшие всегда позаботятся о младших.

Многодетная семья – это сила!

Тяга к странствиям

Мы с семьей часто ездим по монастырям, святым источникам. Любим бывать в Саввино-Сторожевском монастыре, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой Лавре и, конечно, в Дивееве. Отец Игорь, который нам про Серафима Саровского сказал, крестил нашего второго сына Серафима. Но так назвали его не мы, а отец Николай Гурьянов. Он когда-то дал нам наказ: «Родится у вас мальчик, назовите его Серафимом!»

Остров Залит, где служил и преставился дорогой батюшка Николай Гурьянов, – одно из самых любимых наших мест. Там особенная благодать.

А если планируем поездку за границу, то стараемся посетить православные страны. Были с детьми в Греции и на Кипре, вместе с женой совершили паломничество в город Бари, к святым мощам Святителя Николая Чудотворца. Это была незабываемая поездка. А вот Америка не для нас, один раз съездили туда и, если честно, больше не хочется.

Второе крещение Руси

Сегодня 80 процентов россиян называют себя православными. При этом только 10 процентов – истинно верующие, воцерковленные люди. Наша задача – максимально сокращать этот разрыв, способствовать тому, чтобы люди приходили в церковь, участвовали в Литургии, исповедовались и причащались Святых Христовых тайн. Одним словом, жили с Богом в душе.

На Западе много говорят о свободе. И строят общество потребления, в котором не остается места Богу. И узаконивают однополые браки, педофилию… Они забыли, что свобода без Бога – это вседозволенность и разврат, Содом и Гоморра.

Эти люди агрессивно пропагандируют свои взгляды, пытаются навязать их нам. Как этому противостоять? Только проповедуя православные ценности, в том числе и семейные, на которых воспитывались поколения наших предков. Лишь в традиционной семье можно вырастить морально здоровых детей.

Мы боремся за то, чтобы Православие стало фундаментом национальной идеи. Только в этом случае мы сохранимся как народ, у которого есть будущее.

Наше движение называет себя «воинами Христовыми». Наше оружие – убеждение. Везде, где можем, мы пытаемся проповедовать Православие с тем, чтобы люди приходили в храмы и приводили туда своих детей.

Вот это я и называю необходимостью второго Крещения Руси.

Записал Борис Пинский

Фотографии для статьи любезно предоставлены координатором православного молодежного движения «Сорок сороков» Андреем Кормухиным

1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит - об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» :

Выйти за ограду

Мы возникли не благодаря тому, что был спущен сверху какой-то циркуляр или кто-то был инициатором создания движения, - просто люди наконец созрели, для того, чтобы возродить то, что было разрушено за период 70-летнего коммунистического режима и безвременья 1990-х годов. Мы за спиной имеем тысячелетнюю православную историю, и сейчас мы вспомнили об этом. Мы осознали, что больше не можем жить в рамках церковной ограды или какой-то православной резервации, которая была сформирована в советские годы. В 1990-е годы во всех сферах общественной жизни - в культуре, образовании, политике, искусстве - появилась определенного рода элита, которая сформировала в массовом сознании образ эдакого православного маргинала. Основные посылы того времени: библейский проект закончен, Россия стоит перед новыми открытиями и свершениями, у нас светское государство, в своих церковных оградах делайте что хотите, но только за нее не выходите.

Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года?

Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел , стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры.

Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели

Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!». Но ведь на самом деле никто этот курс не навязывал. Просто хотели донести, что наша страна имеет православный фундамент, православную историю всех побед, а теперь мы всё это теряем. Даже в мы победили, потому что проснулся национальный дух. Когда мы осознали, что мы воюем не с немцами, не с фашистской коалицией, а со злом, тогда эта великая Победа и стала возможна. Сейчас уже раскрываются исторические факты, как во время войны Сталин обращался к людям не «товарищи», а «братья и сестры», как открывались храмы. Просто стало понятно, что химерой нельзя победить. Эта химера в итоге в 1990-м году и рухнула, когда опять, отказавшись от Православия, пыталась загнать людей в коммунистический проект. Времена атеистической власти давно прошли, но кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели. Почему мы должны постоянно оправдываться за свое мировоззрение, за свою активность? «Сорок сороков» - наша попытка преодолеть этот кризис. Мы решили стоять на защите православных ценностей и будем стремиться сохранить Россию такой, какой нам оставили ее наши православные предки, - с ее тысячелетней историей и культурой.

Как складывался пазл

- Расскажите, с чего движение начало свою деятельность.

В 2013 году, на заре нашего развития, мы видели себя, прежде всего, защитниками строительства новых церквей, возводимых по . Со многими ребятами, которые стояли у истоков движения, мы познакомились как раз на мероприятиях, связанных с защитой строительных площадок. Была ведь жуткая атака на эту программу, причем она была спланирована и очень хорошо финансировалась. Когда мы увидели единомышленников, поняли, что нужно действовать. Поначалу хотели делать это точечно - выбрать какой-нибудь один храм и защищать его строительство. В итоге на сегодняшний день мы помогли в той или иной степени 15 православным общинам Москвы обрести свои храмы. И эта деятельность продолжается.

Движение «Сорок сороков», можно сказать, ворвалось в информационное пространство и православный мир. Всего за два года в него вступили уже 10 тысяч человек…

Мы не связываем это с какими-то нашими талантами или организаторскими способностями. В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки. Когда у нас всё рушилось, когда казалось, что невозможно что-либо сделать, вдруг пазл, который был, казалось, разобран, в определенный момент складывался, и всё получалось. И, к нашей радости, люди разводили руками и говорили: «Да, молодцы, ребята». Но мы понимали, что это не мы молодцы. И, опять же, я думаю, по воле Божией были правильно сформулировали вызовы, и мы стали понятны.

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях. Скажу откровенно: мы не рассчитывали на такой поток людей и немного растерялись. Почувствовали на себе, что такое «болезнь роста». Но потом поняли, что делать, и стали формировать структуру, систему управления и координации. В итоге этих преобразований мы превратились из братства в движение.

Православный код

Вы защищаете строительство новых храмов, проводите Сорочинские встречи с известными православными людьми, духовенством, оказываете помощь в обеспечении порядка во время патриарших богослужений, собираете гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках программы «От храма к храму! От души к душе!», сопровождаете верующих, прибывающих на поклонение православным святыням, проводите спортивные праздники и многое другое. Но какие результаты работы движения вы считаете наиболее значимыми?

Если бы мы говорили с вами год назад, то я бы сказал, что это поддержка строительства новых храмов в Москве и формирование в православной среде активного крыла, которое готово постоять за веру и за Отечество. Сейчас же я вижу всё более широко.

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети. Россия должна осознать себя православной державой, в которой Православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и многие конфессии. Ведь нет вражды между людьми разной веры, которые испокон веков населяли нашу страну. Именно Православие позволило сохранить это всё. Мы ведь не вырезали ни одного народа, как было в некоторых якобы христианских странах, и не позволили себе никакой культурной экспансии на территории, которые придерживались своей культуры. Мы просто предлагали. Если взять наши северные земли, то туда шли сначала не воины, а священники и миссионеры. Возьмем даже Кавказ. Он всегда был преимущественно исповедующим ислам. Да, мы с ними повоевали, однако мы воевали не за веру. Просто нам в определенный момент надоело то, что людей забирали в рабство, грабили обозы. Нужно было эти территории поставить в культурные рамки. В принципе и сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, что сделал Владимир Владимирович в начале 2000-х в Чечне. Спросите их: им лучше было жить «под Басаевым» в то время или «под Кадыровым» сегодня?

Есть такое исследование, которое проводится почти ежегодно, - «Индекс счастья российских городов», - и, как это ни странно, почти всегда первое место в рейтинге занимает Грозный…

Ничего странного. Они счастливые, потому что у них ориентиры правильно расставлены. Мы же, имея православный культурный код, всё пытаемся от него отречься. Это то же самое, как у человека в вакууме отобрать противогаз и сказать: «Дыши».

Синергии нет

- Как вы в целом оцениваете уровень общественной активности православных людей?

Он разный. Вообще у нас только начинает формироваться православное поле. До сегодняшнего дня было несколько институтов, структур, которые являлись православными, но они работали в разных плоскостях, с разной аудиторией. Причиной такой разобщенности стали события XX века, когда Церковь по объективным причинам несколько атомизировалась. Было очень мало приходов, но каждый из них для его прихожан был отдельным, закрытым миром. В результате сегодня у нас есть понятие прихода, настоятеля, духовника, но нет понятия православного мира, соборности. По крайней мере не было до последнего времени. Для каждого православного христианина интересы своего прихода и духовника выше интересов всего православного мира. Мало того, было даже какое-то соперничество: «каждый кулик свое болото хвалил». Это связано с тем, что просто не было тех вызовов, которые бы касались каждого отдельного прихода. Но сейчас появилась угроза в целом Православию как цивилизационному коду. И вот теперь мы вспомнили, что спасаться нужно «бандой», и наконец стали потихоньку объединяться вне зависимости от того, кто наш духовник и в каком мы приходе.

- Что является двигателем процесса объединения православных?

Основной движущей силой сейчас является патриарх Кирилл. Он хорошо чувствует время. Отсюда его некоторая критика в сторону миссионеров, образовательных институтов, которые должны быть катализаторами этого процесса. Все православные организации должны объединиться. Есть такое модное слово «синергия». Так вот, сейчас православной синергии нет. А ведь только она может нас опять сделать цивилизационным проектом - хотя мы им и являемся, но пока этого не осознаем. Россия не может существовать вне Православия. Она либо просто погибнет, либо это будут какие-то разрозненные государства, республики, или же она станет исламским проектом, а может, и колонией Америки. У нас от 75 до 80% говорят, что они православные, ассоциируют себя с ними. При этом воцерковленными являются только 5%. Когда мы преодолеем порог в 20-30% воцерковленных, тогда начнется этот момент синергии, сейчас же по одиночке нас очень легко «щелкать».

Из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5-10% православных

Еще важно понимать, что по-другому мы просто не выживем как цивилизация. Все политологические теории сегодня говорят о том, что народы могут выжить только при условии, если они осуществляют цивилизационный проект, количество людей в котором не менее 300 млн. Америка может называться отдельной цивилизацией, Китай может называться отдельной цивилизацией, даже Евросоюз может быть отдельной цивилизацией. Мы же со 145 млн. человек, даже если посчитаем Казахстан с их 14 млн. и Белоруссию с 9 млн. человек, не можем на это рассчитывать. Дай Бог, если 200 млн. наберем. Какой цивилизационный код позволил бы нам включить механизмы выживания в глобальном смысле? Только Православие. Только оно может дать нам крепкие многодетные семьи, а не на 100 браков 80 разводов. Только оно может дать нам настоящих патриотов. Был не так давно опрос среди российской молодежи разных конфессий на тему миграции. Результат примерно следующий: из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5-10% православных. Всё объясняется просто: как можно уехать из Богом данной страны?

Спасение в смирении?

Некоторые считают, что активно проявлять себя в общественной жизни не совсем приемлемо для верующего человека, так как зачастую во главе угла у верующих смирение…

Ну, во-первых, нужно вспомнить историю Православия, во-вторых, историю России и, в-третьих, историю Русской Православной Церкви. Мы все знаем пресловутый спор между сторонниками позиций , живших в одно время. Один призывал к спасению через аскезу, а другой утверждал, что православный человек в равной степени должен быть как молитвенником, так и государственником. В этой связи можно вспомнить и извечный спор между православными патриотами и уранополитами, которые говорят, что мы все братья во всем мире. Да, мы все братья, но у нас есть родина - Россия. Дай Бог, чтобы именно такие споры были у нас.

Что же касается смирения, то отвечу вопросом на вопрос. Могло ли появиться государство, которое занимает 1/6 часть суши, если бы все жители этого государства просто смиренно молились всё это время? Есть вызовы духовные, когда каждый человек индивидуально спасает свою душу, а есть вызовы общественные, когда нападают на твое государство, на твоих близких, на твою семью.

К обидам государства, семьи, веры, близких, слабых воин Христов должен быть непримиримым

Мне понравилось в этой связи высказывание протоиерея Андрея Ткачева , озвученное им на наших Сорочинских встречах. Смысл его сводится к следующему: ударили тебя по левой щеке - подставь правую и получишь благодать; ударили при тебе слабого - сломай челюсть обидчику, и будет еще большая благодать. Человек относительно своих грехов должен быть смиренным, но относительно обиды государства, семьи, веры, близких, слабых он должен быть непримиримым воином Христовым.

К слову о воинах. Сегодня многие стремятся воспитывать детей патриотами, чтобы они служили и Богу, и Отечеству. Но что такое патриотизм?

- Если для тебя Православие и вера имеют первостепенное значение, если ты христианин, то для тебя патриотизм играет теми красками, которые нам позволили стать 1/6 частью суши. Если же ты либерал и при этом патриот, то ты захочешь, чтобы Россия стала европейской державой с либеральными ценностями, чтобы можно было заключать однополые браки и подобное. Это та ловушка, в которую очень легко попасть. Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами. Я же уверен, что нельзя родину ставить выше Бога, потому что нас создал Бог-Отец. Отношение к родине как к созданию Божиему правильное. Только в этом случае ты будешь ее защищать как Богом данную тебе страну. А если у тебя Бога нет, то начинается винегрет: каждый воюет за свою родину, у всех она какая-то своя .

Патриотизм и молодежь

Во многих городах России сегодня создаются клубы, дружины, братства и иные молодежные структуры, которые называются военно-патриотическими и православно-патриотическими. В чем их особенности и отличия друг от друга? Что бы вы, как многодетный отец, посоветовали родителям учитывать и знать при выборе такого клуба?

Что выбрать, зависит от позиции родителей. Мне, например, военно-патриотическое название ближе, потому что военный компонент для детей имеет значение. Они приходят туда для того, чтобы научиться быть воинами. Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин - это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью.

Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье

В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? - спросил я. - Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.

Не так давно патриарх Кирилл призвал духовенство активнее использовать социальные сети в донесении слова Божия. При этом он показал пример, открыв свою официальную страницу в «Елицах», а также в светских социальных сетях. Как вы считаете, что это даст Церкви?

То, что Святейший появился в соцсетях, несомненно, правильный ход. И то, что пошли бот-атаки, которые мы наблюдаем во «ВКонтакте», - тоже неминуемо. Однако закрыть возможность комментирования, как многие предлагают, не совсем правильно. Закрытая для комментариев страница не представляет интереса. И для Святейшего это важно тем, что он должен видеть реальную народную реакцию на публикации, связанные с его деятельностью. Поэтому, конечно, тот факт, что в «Елицах» патриаршая страница не закрыта и при этом там нет всего того негатива, который есть во «ВКонтакте», делает ее более удобной и безопасной для интернет-пользователей. А то, что к ней «прикреплены» и страницы архиереев, позволит людям в регионах быть в курсе дел и на местах, и в целом в стране. Насколько я знаю, такого функционала в других соцсетях нет. Кроме того, я вижу большие перспективы в православной соцсети именно по работе с молодежью, и я думаю, что в скором времени мы на практике оценим все эти возможности.

Андрей, в последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Сейчас идет соперничество Православия с язычеством за молодежь. Это уже приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Даже всем известный боксер Александр Поветкин, будучи человеком крещёным, стал адептом неоязычества. На ваш взгляд, почему это происходит, каковы угрозы увлечения неоязычеством? Как молодым людям, еще не пришедшим к Богу, вовремя распознать неоязычество и не пойти по неверному пути?

Причем чистой воды деструктивная технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри. Вспомним, что было в начале 1990-х годов. На Россию спускались многие религиозные проекты: протестантизм, сайентология, свидетели Иеговы. Да, кто-то попал в секты, но в целом, учитывая то, что в русских людях всё же православный код, все эти секты начали постепенно отторгаться обществом. Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье. А вот язычество включило другие коды, чем оно и опасно. Они по сути сделали подмену понятий: евангельское начало заменили национальным, этническим, которое подразумевает, что племенная кровь выше Крови Христовой. При этом они говорят, что Православие - это хорошо, это вера предков. Получается, что человек может декларировать себя христианином, но в практической жизни быть язычником.

Неоязычество - это технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри

Технология эта не новая: когда нельзя разорвать извне, нужно сделать это изнутри. А дальше всё просто: нашли определенные силы, в лице того же Поветкина, и запустили массированную информационную атаку. Им удалось найти близкий понятийный аппарат для молодежи. Причем их целевая аудитория - это футбольные фанаты, молодежь, увлекающаяся спортом, компьютерами, гаджетами и в большинстве своем не читающая книг. Развитие клипового мышления привело к тому, что определенная часть молодежи просто перестала думать. И вот для них вбрасываются понятные и простые посылы плакатного характера, типа «Мой бог меня рабом не называл».

Каждый человек ищет Бога, тем более русский человек, который имеет такой бэкграунд - 1000-летнюю историю Православия. И в то же время каждый хочет остаться самостоятельным в принятии решений. Язычество в этом плане очень удобно. Можно грешить, не стремиться избавиться от своего греха и при этом оставаться верующим человеком. Поэтому, опять же, не сможет вот этот паренек в очках, которому батюшка поручил руководить молодежным отделом, пойти в качалку и сказать: ваши боги - это просто истуканы, вырубленные в лесу плотником дядей Васей, а история христианства на Руси - это цивилизация, равной которой практически нет.

Андрей, хотелось бы затронуть и такую важную проблему для молодежи, как создание семьи. Вы уже озвучили эти страшные данные: на 100 браков 80 разводов. Как вы пришли к созданию большой семьи? Что бы вы посоветовали молодежи?

Еще будучи ребенком, я заявлял родителям, что когда вырасту, то у меня будет трое детей, потому что русских должно быть много. Я не ставил себе цель иметь много детей, просто жить православной жизнью по-другому нельзя. Сколько Бог послал, как говорится. Молодым людям я посоветую быть счастливыми. Есть счастье большое - быть православным человеком, а есть счастье маленькое - семейное. Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. При этом один ребенок - это одно счастье, два ребенка - два счастья, а девять детей… Одним словом, я очень счастливый человек!