Что позволяет делать воображение. Воображение. К чему снятся крысы

В отношении взрослого человека фраза «Он живет в своем выдуманном мире» не комплимент. Увлечение играми воображения воспринимается как слабость, как убегание от «реальной» жизни. Почему? Действительно ли воображение опасно? Действительно ли мир фантазии взрослому человеку в его реальной жизни совершенно ни к чему и стоит оставить все эти выдумки и сказки детям?

Если вспомнить себя в детстве или понаблюдать за детьми, то можно заметить, что большую часть времени ребенок проводит в своем выдуманном, воображаемом мире. И что удивительно, создавая этот мир, переживая вместе со своими выдуманными героями, ребенок получает вполне реальный опыт, живые эмоции и ощущения.

Что такое воображение? Словарь определяет воображение как психический процесс, заключающийся в создании образов и манипулировании ими. На этом процессе построены творчество, игра, работа человеческой памяти.

Таким образом, воображение играет самую главную роль в процессе создания чего-либо нового, будь то творческое произведение или полезное изобретение. Без воображения не существовало бы ни искусства, ни науки. Хотя с этим никто и не спорит. А если говорить о жизни обычного человека? Опасно или полезно?

Воображение позволяет человеку получить опыт, который пока по какой-то причине в реальности получить затруднительно. И таким образом, в том числе и увидеть способ как же все-таки желаемый опыт в свою жизнь привнести. Каким образом это происходит?

Существуют исследования, которые говорят о том, что за воспоминания и воображение ответственны одни и те же нейроны в головном мозге. И, по сути, получается, что для мозга нет никакой разницы, видим ли мы реальную картинку или только вообразили ее. Именно этим объясняется тот факт, что в нашей памяти со временем постепенно накапливаются ошибки и искажения.

И если в событиях недавних мы еще более-менее четко можем для себя отделить то, что произошло в реальности от того, что было достроено воображением, но чем больше проходит времени, тем более зыбкой становится эта граница. Этим же объясняют и феномен «ложных» воспоминаний. Большая часть из того, что мы воспринимаем, приходит не от органов чувств, оно создается в нашем внутреннем мире.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что опыт, пережитый человеком посредством игры воображения такой же реальный и полноценный, как и опыт, полученный в реальности. И это можно успешно использовать. Для преодоления страха, для обучения, для улучшения результатов, для формулировки своей мечты, для исполнения желаний, для проверки желаний на истинность и т.д.

Можно репетировать в своей голове важные, желательные события, события, которые, может быть, немного пугают тем, что случатся впервые. И когда они произойдут в реальности, они уже не будут страшить своей новизной, ведь в закромах сознания уже есть по этому поводу некоторый опыт.

Говорят, что некоторые спортсмены, например, горнолыжники, могут улучшить свой результат, если повторят свой маршрут в воображении несколько раз, представляя каждый поворот, каждое препятствие и даже то, как они стоят на пьедестале, получая свою награду.

Существует теория о том, что человек (его душа) приходит в этом мир за опытом. А опыт мы получаем через эмоции, чувства и ощущения. Следовательно, все действия, которые человек в жизни совершает, делаются по большому счету для того, чтобы пережить какое-либо чувство, эмоцию или ощущение, взяв, таким образом, опыт.

К этой картинке стоит еще добавить то, что язык образов – это язык, единственный, который понимает наше бессознательное. И воображение – очень хороший способ выстроить с ним коммуникацию, «загрузить» себе желаемую программу и приблизить себя, таким образом, к исполнению желания или мечты.

Воображение поможет и в таких случаях, когда не хватает смелости решиться на какую-то значимую цель по причине того, что в прошлом есть негативный опыт по этому поводу. Существую специальные техники, которые с помощью воображения помогают модифицировать негативный опыт, извлечь из него ценность и использовать уже этот трансформированный опыт как опору для того, чтобы все-таки на что-то решиться.

В отношении взрослого человека фраза «Он живет в своем выдуманном мире» не комплимент. Увлечение играми воображения воспринимается как слабость, как убегание от «реальной» жизни. Почему? Действительно ли воображение опасно? Действительно ли мир фантазии взрослому человеку в его реальной жизни совершенно ни к чему и стоит оставить все эти выдумки и сказки детям?

Если вспомнить себя в детстве или понаблюдать за детьми, то можно заметить, что большую часть времени ребенок проводит в своем выдуманном, воображаемом мире. И что удивительно, создавая этот мир, переживая вместе со своими выдуманными героями, ребенок получает вполне реальный опыт, живые эмоции и ощущения.

Что такое воображение? Словарь определяет воображение как психический процесс, заключающийся в создании образов и манипулировании ими. На этом процессе построены творчество, игра, работа человеческой памяти.

Таким образом, воображение играет самую главную роль в процессе создания чего-либо нового, будь то творческое произведение или полезное изобретение. Без воображения не существовало бы ни искусства, ни науки. Хотя с этим никто и не спорит. А если говорить о жизни обычного человека? Опасно или полезно?

Воображение позволяет человеку получить опыт, который пока по какой-то причине в реальности получить затруднительно. И таким образом, в том числе и увидеть способ как же все-таки желаемый опыт в свою жизнь привнести. Каким образом это происходит?

Существуют исследования, которые говорят о том, что за воспоминания и воображение ответственны одни и те же нейроны в головном мозге. И, по сути, получается, что для мозга нет никакой разницы, видим ли мы реальную картинку или только вообразили ее. Именно этим объясняется тот факт, что в нашей памяти со временем постепенно накапливаются ошибки и искажения.

И если в событиях недавних мы еще более-менее четко можем для себя отделить то, что произошло в реальности от того, что было достроено воображением, но чем больше проходит времени, тем более зыбкой становится эта граница. Этим же объясняют и феномен «ложных» воспоминаний. Большая часть из того, что мы воспринимаем, приходит не от органов чувств, оно создается в нашем внутреннем мире.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что опыт, пережитый человеком посредством игры воображения такой же реальный и полноценный, как и опыт, полученный в реальности. И это можно успешно использовать. Для преодоления страха, для обучения, для улучшения результатов, для формулировки своей мечты, для исполнения желаний, для проверки желаний на истинность и т.д.

Можно репетировать в своей голове важные, желательные события, события, которые, может быть, немного пугают тем, что случатся впервые. И когда они произойдут в реальности, они уже не будут страшить своей новизной, ведь в закромах сознания уже есть по этому поводу некоторый опыт.

Говорят, что некоторые спортсмены, например, горнолыжники, могут улучшить свой результат, если повторят свой маршрут в воображении несколько раз, представляя каждый поворот, каждое препятствие и даже то, как они стоят на пьедестале, получая свою награду.

Существует теория о том, что человек (его душа) приходит в этом мир за опытом. А опыт мы получаем через эмоции, чувства и ощущения. Следовательно, все действия, которые человек в жизни совершает, делаются по большому счету для того, чтобы пережить какое-либо чувство, эмоцию или ощущение, взяв, таким образом, опыт.

К этой картинке стоит еще добавить то, что язык образов – это язык, единственный, который понимает наше бессознательное. И воображение – очень хороший способ выстроить с ним коммуникацию, «загрузить» себе желаемую программу и приблизить себя, таким образом, к исполнению желания или мечты.

Воображение поможет и в таких случаях, когда не хватает смелости решиться на какую-то значимую цель по причине того, что в прошлом есть негативный опыт по этому поводу. Существую специальные техники, которые с помощью воображения помогают модифицировать негативный опыт, извлечь из него ценность и использовать уже этот трансформированный опыт как опору для того, чтобы все-таки на что-то решиться.

Получается, что воображение – это удивительный и доступный инструмент, который может помочь в жизни, но как и любым другим инструментом, надо учиться им пользоваться.

Алтай Горная Аптека желает Вам здоровья и активного долголетия!

Фантазировать и придумывать нечто невероятное свойственно подавляющему большинству детей. Малыши отказываются спать в темной комнате, боясь чудовищ, а школьники рассказывают о собаках, питающихся тетрадками с домашней работой. Подобные плоды бурной фантазии одних родителей только забавляют, а других приводят в ярость. Это неудивительно, ведь многие взрослые давно разучились воображать и фантазировать. Постараемся выяснить, насколько полезна фантазия и как развить воображение.

Что это такое?

Детские психологи утверждают, что воображать и фантазировать малышу просто необходимо для нормального психического развития. В первые годы жизни ребенок призывает фантазию на помощь во всех ситуациях, которые не может объяснить самостоятельно. По мере накопления жизненного опыта мечты и фантазии обретают большую связь с реальностью. Взрослые люди уделяют мечтам очень мало времени и внимания. И действительно, зачем мир иллюзий, если в реальности забот достаточно? На самом же деле хорошая фантазия не только не помешает никому, но и может помочь во многих сферах жизни. Воображение - это абстрактное понятие, выражающее способность фантазировать и представлять себе нечто, не существующее в действительности. Слово «воображать» можно считать синонимом таких популярных сегодня определений, как «креативность» и «творческое мышление».

Польза фантазии

Прежде чем говорить о том, как развить воображение, постараемся понять, зачем оно нужно. Казалось бы, мыслить творчески и постоянно придумывать нечто новое полезно только музыкантам, художникам и писателям. Это большое заблуждение, на самом деле воображение пригодится каждому человеку. Людям с хорошей фантазией никогда не бывает скучно. Они придумывают интересные варианты времяпрепровождения для всей компании и моментально находят чем заняться в одиночестве. Люди с развитым творческим мышлением не боятся осваивать новые виды деятельности. Они готовят пищу, не заглядывая в рецепты, с легкостью придумывают собственные дизайн-проекты при ремонте и очень быстро выбирают одежду для любого случая. Обычно таких сотрудников ценят и на работе, ведь они первые выдвигают интересные идеи и с радостью работают над нестандартными проектами. А если дать воображению полную свободу, можно даже попробовать открыть собственный бизнес.

Определяем творческий потенциал и уровень развития воображения

Ошибочно считать фантазию врожденным навыком. Скорее, это одна из психологических техник, которой при желании и регулярных тренировках может овладеть каждый. И все же действительно можно заметить, что у кого-то воображение развито в большей, а у кого-то в меньшей мере. Постарайтесь здраво оценить, насколько легко и быстро вы придумываете план действий в нестандартной ситуации? Задуматься над развитием собственного воображения следует тем, кто подолгу думает над подарками для своих близких. Если вы не любите читать и лишь немногие книги производят впечатление, проблема может быть также в недостаточно развитой фантазии. Считается что в наибольшей степени воображение полезно детям. И это действительно так, ведь чем раньше человек начнет заниматься каким-то творчеством и мыслить креативно, тем больших успехов он добьется.

Простые приемы, тренирующие фантазию

Развивать воображение и фантазию можно в любом возрасте. Проще всего предлагать пофантазировать детям. Отлично стимулирует фантазию любой вид творчества. Во время занятий с ребенком предлагайте ему делать что-то необычное, как можно больше придумывать самостоятельно. Любые ролевые игры являются качественным плодом воображения. Когда ребенок перевоплощается в сказочного героя, он по-настоящему верит в свою новую роль.

Подобная игра будет полезна и взрослому. Поиграйте с ребенком, представив себя каким-то животным или вымышленным героем. Можно попробовать выполнить это упражнение в одиночестве. Вообразите себя в другом месте или человеком противоположного пола. Главное - отбросить стеснение и предрассудки. Играйте выбранную роль так, как будто вы профессиональный актер.

Как развить воображение у взрослых и детей? Достаточно просто - фантазировать при любой возможности. Можно с вечера продумывать свое завтрашнее утро, представляя его во всех красках. Используйте техники медитации - закрывайте глаза и представляйте целые новые миры. Как развить воображение у ребенка 8-9 лет при помощи простых упражнений? Знакомьте сына или дочь с новыми для него видами искусства. Обсуждая конкретное произведение, спрашивайте, что в нем можно было бы изменить. Время от времени просите ребенка попробовать написать рассказ, не ленитесь вместе искать созвездия и обсуждать, на что похожи облака. Стимулируют фантазию и правильные игрушки: все и некоторые головоломки.

Учитесь мыслить и действовать нестандартно

Очень часто во взрослом мире мечтательность считается негативной чертой характера. Про людей, любящих окунуться в мир грез, говорят: «Он будто в облаках витает». Но если обращаться к фантазиям время от времени, вы получите только полезные навыки. Как развить воображение, не теряя связи с реальностью? Используйте фантазию для решения бытовых проблем. Представляйте в красках, как выполняете какое-то дело. Особенно полезно обдумывать сразу несколько вариантов действий в тех случаях, когда ситуация полностью не зависит от вас. Старайтесь ежедневно нарушать привычный ход событий. Учитесь действовать импульсивно. Разумеется, это не призыв бросить работу или домашние дела. Попробуйте пройтись пешком по непривычному маршруту, зайти в новый для себя магазин или погулять лишние полчаса.

Как развить воображение для рисования взрослому или ребенку?

В это сложно поверить, но иногда недостатком фантазии страдают Простой пример: человек умеет хорошо рисовать или лепить, но не знает, что именно изобразить. Важно понимать, что любой вид визуального искусства рождается в мыслях творца. А это значит, что отдельной техники, как развить воображение для рисования не существует, вам следует просто больше фантазировать. Для того чтобы создать рисунок, можно взять за основу персонажа или пейзаж, которые вы уже видели или придумали ранее. Далее вам останется только продумать детали, и помните: запретов нет. А еще рисовать можно непосредственно в мире грез. с помощью данного приема? Закройте глаза и представьте себе белый лист бумаги, затем мысленно нарисуйте на нем какой-то рисунок. Постарайтесь действительно увидеть весь этот процесс и разглядеть все детали и пропорции. Выполняя данное упражнение регулярно, вы научитесь рисовать настоящие шедевры. После чего вам останется только переносить на бумагу их настолько же качественно, как их создает ваше воображение.

Тренируем фантазию ежедневно

Все еще не знаете, как развить воображение у взрослых? Упражнения, которые можно выполнять между делом, вам в этом помогут. Вспомните любую историю - пускай это будет сюжет фильма или книги. Представьте себе альтернативную концовку, а еще лучше несколько. Если же вы любите реалити-шоу или с интересом наблюдаете за бурной личной жизнью соседей, можно пофантазировать и о том, что произойдет с героями в будущем. Включите телевизор без звука, смотря на картинку, придумывайте диалоги и монологи героев. Во время разговора по телефону поставьте на бумаге несколько точек. Попробуйте их соединить непрерывной линией, чтобы получился какой-то завершенный рисунок.

Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке.

Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему ».

Так в чём полезность и вредность фантазии?

Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника : «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника. Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…». Да, для современника звучит немного пугающе, но суть примера в том, что воображение как таковое не считалось чем-то душевредным. Душевредным считалось его неправильное использование.

Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику.

Интересно пишет о работе фантазии в своём труде «О хранении чувств»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».

Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память…». Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…». Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

«Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, изображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью… – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества ».

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми. Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку. В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались. Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал. Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали ».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека. Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны. Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события. Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения. Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

«Вот, например, еду за рулём и хочу припарковаться. Думаю: вот бы крайнее место на стоянке было свободно. Начинаю посылать Вселенной сигнал, подъезжаю – а место свободно. И с молодым человеком я всегда воздействую на него мысленно, на расстоянии, чтобы он мне позвонил. Также я составила доску визуализации, где у меня есть всё. Вот только он не предлагает мне выйти за него замуж. А на доске у нас трое детей. Как мне достичь всего этого?».

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

«Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет. Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь. Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что, пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

«Отношение к внешнему миру…: невовлечённость и отчуждённое наблюдение… Чем больше люди отрезают себя от человеческих взаимоотношений во внешнем мире, тем более они погружаются в эмоционально заряженные фантазийные объектные отношения в своём внутреннем психическом мире; крайним пределом является состояние психотика, живущего исключительно в своём внутреннем мире».

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки , что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина : «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность ».

Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.

Анастасия Бондарук