Черчение для строителей

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Кафедра начертательной геометрии и технического черчения

Допускаю к защите

Руководитель

О.В.Белокрылова

ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

Начертательная геометрия

1.009.00.00 П3

Выполнил студент группы АРбв-14-1 ______ Шестопалова Е.В.

Нормоконтроль ______ О.В.Белокрылова

Курсовая работа защищена с оценкой

Иркутск, 2015

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу Начертательная геометрия

Студенту _Шестопаловой Е.В.

Тема работы Построение перспективных изображений

Исходные данные: Индивидуальное задание на каждый лист графической части согласно варианту

    СТО ИрГТУ 005-2009 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Учебно-методическая деятельность. Оформление курсовых и дипломных проектов (работ) технических специальностей

Графическая часть на 3-х листах.

Руководитель курсовой работы Белокрылова О.В.

Введение……………………………………………………........................4

1.Элементы построения перспективы……………………………………..…5

2.Перспективы прямых линий частного положения……………………..…6

3.Построение перспективы окружности…………………………………..…7

4.Способы построения перспективы………………………………………....8

5.Построение перспективы объекта способом архитекторов……………....9

6.Тени в перспективе………………………………………………………...11

Заключение………………………………………………………………13

Список используемых источников……...................................14

Введение

Перспективные проекции, получающиеся путем центрального проецирования, являются научной базой реалистического рисунка, так как дают возможность получать изображения предметов, близкие к их зрительному образу. Вместе с тем, этот вид проекций используется и для построения наглядных изображений различных технических

объектов. Такие изображения, как и метод их построения, называют перспективой.

Перспектива может быть построена различными способами и на различных

поверхностях: на наклонной и вертикальной плоскости, на поверхности цилиндра, сферы ит. д.

Линейная перспектива изучает способы построения перспективных изображений на плоскости. Задача линейной перспективы –построение очертаний различных тел так, чтобы впечатления о формах и характере предметов при наблюдении их в натуре и на рисунке были тождественны.

Построение изображений сложных технических объектов на основе

наблюдательной перспективы весьма затруднительно и может легко привести к неточностям в передаче их формы и размеров, построение же рисунков по известным размерам или ортогональным проекциям таких объектов вообще невозможно. Однако, эта задача с успехом может быть решена при использовании законов и правил линейной перспективы.

1. Элементы построения перспективы

При построении перспективы применяют некоторые вспомогательные геометрические элементы – точки, прямые и плоскости:

К – вертикальная плоскость проекций (картина);

Т – предметная плоскость (горизонтальная), на которой обычно располагается объект;

S и s – точка зрения (центр проекций) и ее горизонтальная проекция (основание точки зрения);

Н – плоскость горизонта, горизонтальная плоскость, проходящая через точку зрения;

Р и р – главная точка картины и ее горизонтальная проекция;

SP – главный луч, перпендикулярный картине;

h – h – линия горизонта, линии пересечения плоскости горизонта с картиной;

t – t – основание картины;

D1 и D2 – дистанционные точки;

Рисунок 1. Элементы построения перспективы

Точкой схода прямой называется перспектива бесконечно удаленной точки прямой. Она служит точкой схода для всех прямых, параллельных данной прямой. Положение точки схода горизонтальных прямых – на линии горизонта.

2. Перспектива прямых линий частного положения

Построение перспективы прямых частного положения выполняется проще, чем построение прямых общего положения, потому они находят широкое применение как вспомогательные прямые при построении перспективы. К прямым частного положения относятся:

Рисунок 2. Перспектива прямых линий частного положения

1) Горизонтальные прямые, точки схода которых в перспективе находятся на линии горизонта (Рисунок 2, а, Рисунок 3, а);

2) Прямые, перпендикулярные картине, точкой схода которых в перспективе является главная точка картины Р (Рисунок 2, а);

3) Прямые, проходящие через основание точки зрения – радиальные прямые, изображаются в перспективе вертикальными прямыми (Рисунок 2, б);

4) Горизонтальные прямые, расположенные под углом 450 к картине, точками сода которых являются дистанционные точки D1 и D2 (Рисунок 3, а);

5) Прямые, параллельные картине не имеют точек схода, их перспективы параллельны самим прямым (Рисунок 3, б).

Рисунок 3

3. Построение перспективы окружности

Для построения окружностей, расположенных в горизонтальных или вертикальных плоскостях, применим наиболее простой способ построения перспективы окружности – с помощью построения перспективы описанного квадрата и восьми точек эллипса. На Рисунке 4,а показано построение перспективы окружности, у которой две стороны описанного квадрата параллельны картине. На Рисунке 4,б показано построение перспективы окружности с помощью квадрата, у которого стороны являются горизонтальными прямыми.

Рисунок 4. Построение перспективы окружности

4. Способы построения перспективы

Точка зрения должна выбираться на таком расстоянии от объекта, чтобы его можно было легко охватить одним взглядом. Горизонтальные углы между крайними лучами в плане должны находиться в пределах от 200 до 500. Лучшими углами следует считать углы 300 – 400. Вертикальный угол зрения не должен превышать 400 (Рисунок 5).

Расстояние между крайними точками называется шириной картины.

Точка S – точка зрения.

Практически точку зрения можно выбирать в пределах от 1,5 до 3 размеров ширины картины.

Рисунок 5. Выбор точки зрения и параметров углов

5. Построение перспективы объекта способом архитекторов

В практике построения архитектурных перспектив этот способ получил наибольшее применение. Он основан на использовании точек схода перспектив параллельных горизонтальных прямых объекта.

5.1 Построение перспективы с двумя точками схода.

Предварительная часть построений: выбор точки зрения, проверка величин горизонтальных и вертикальных углов зрения, проведение картинной плоскости. Дальнейшие построения – определяют точки схода F1 и F2, проводя через основание точки зрения лучи, параллельно соответствующим прямым объекта. Перспективу можно строить с увеличением в 2, 3, 4 раза.

Рисунок 6

Построение перспективы вертикальных ребер объекта (высот) начинают с точки 1, где ребро проецируется в натуральную величину с учетом масштаба увеличения. Перспектива ребра 2 может быть построена с помощью «выноса» точек на картину по направлению линий, точка схода которых может быть построена. От основания картины откладывается натуральная величина высоты ребер 2 и 3, проводится горизонтальная прямая в точку F1. Перспектива ребра 2, 3 определяется пересечением этой прямой с перпендикуляром проведенным из точки плана 2 и 3.

Рисунок 7. Построение перспективы с двумя точками схода

5.2 Построение перспективы с одной точкой схода.

Последовательность отдельных этапов остается прежней. Перспективы точек плана определяют пересечением двух прямых: прямой плана, проходящей через картинные следы и доступную точку схода F2, и проецирующей радиальной прямой, используя свойства радиальной прямой. Эти примеры показывают, что с помощью чертежей плана и фасада можно построить перспективы основных объемов здания. Построение членений и архитектурных деталей выполняется на самом перспективном изображении приемом деления отрезков в перспективе.

Рисунок 8. Построение перспективы с одной точкой схода

6. Тени в перспективе

6.1 Построение теней при параллельных лучах света.

Для построения теней в перспективе необходимо иметь две проекции – перспективу луча и ее вторичную проекцию. При этом точки схода вторичных проекций лучей находятся на линии горизонта так как источник света (солнце) считается бесконечно удаленным. В зависимости от направления лучей и положения источника света возможны три основные схемы теней. На первой схеме солнце находится позади наблюдателя, слева (Рисунок 9,1). На второй солнце расположено за картиной справа (Рисунок 9, 2). Точка схода вторичных лучей находится на горизонте, а точка схода перспективных лучей – выше горизонта.

Рисунок 9. Построение теней при параллельных лучах света

На третьей схеме лучи света параллельны картинной плоскости, поэтому и в перспективе их изображают параллельными, а их вторичные проекции – параллельными основанию картины (Рисунок 9, 3). Пример построения теней призматичных тел показан на Рисунке 10. Направление лучей задано точками схода перспектив лучей S и вторичных проекций s. Грани призм, находящихся в собственной тени, определяют с помощью вторичных проекций лучей, проведенных на вторичной плоскости. Тени от вертикальных ребер имеют направление в точку схода s. Тени от горизонтальных ребер будут параллельны этим ребрам, точкой схода их перспектив будет точка F. Тень от точки А может быть построена как точка пересечения светового луча с вертикальной гранью призмы с помощью вспомогательной лучевой секущей плоскости.

Рисунок 10. Построения теней призматичных тел

6.2 Построение собственной тени сферы и поверхности.

Для построения собственной тени сферы надо сначала построить перспективу экватора, а затем провести касательные к экватору в точку схода s проекций лучей, которые определяются точками 1, 2 тени, а затем касательные к очерку сферы в точку схода S перспектив лучей, определив тем самым еще две точки тени 3 и 4. Через полученные точки проводят кривую контура собственной тени сферы – эллипс.

Рисунок 11. Построение собственной тени сферы и поверхности

Заключение

В процессе выполнения работы были рассмотрены основные способы построения перспективы. В первой части были описаны элементы построения перспективы, а также наглядные примеры построения перспективы основных элементов – прямых линий частного положения, точки и окружности. Во второй части было уделено большое внимание практическим способам построения перспективы. Были описаны основные алгоритмы и методы, применяемые в архитектуре. Применение того или иного способа зависит от особенностей архитектурной композиции. Для архитектора большое значение имеет умение определить самый эффективный метод построения, поэтому необходимо знать и уметь применять все способы. В конце второй части работы были рассмотрены методы построения теней в перспективе. Все рассмотренные в работе приемы построения дополнены рисунками с подробным алгоритмом выполнения.

Список литературы:

    Короев Ю.И. Начертательная геометрия: учебник для архитектурных специальностей вузов.-М.; Высшая школа, 2007.

    Начертательная геометрия: учеб. для строительных спец. вузов / Крылов Н.Н., Иконникова Г.С., Николаев В.Л., Васильева В.Е.; Под ред. Н.Н. Крылова. – 7-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2008. – 223с.:

    Короев Ю.И. Черчение для строителей: учеб.для строительных спец. Вузов/Ю.И.Короев – М.:Высшая шк., 2009,- 288с.:ил.

    Построение перспективных изображний. Методические указания к выполнению курсовой работы по начертательной геометрии. Составители Белокрылова О.В.,Горбань Н.А.,Кравцова Л.И.; Иркутск: издательство ИрГТУ 2003г.-стр.20

    Стандарты ЕСКД по состоянию на 1.01.2015

    СТО ИрГТУ 005-2014 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Учебно-методическая деятельность. Оформление курсовых и дипломных проектов (работ) технических специальностей

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

по изучению дисциплины и выполнению

контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений,

обеспечивающих получение среднего специального образования

по специальности 2-70 02 01

«Промышленное и гражданское строительство»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В подготовке специалистов со средним специальным техническим образованием большую роль играет дисциплина «Инженерная графика». В процессе ее изучения учащиеся должны выработать навыки чертежной работы, овладеть техникой черчения, развить пространственное мышление. Учащиеся должны уметь свободно читать и выполнять чертежи согласно стандартам.

Цель данной методической разработки - помочь учащемуся-заочнику изучить дисциплину «Инженерная графика». Она содержит общие методические рекомендации по изучению дисциплины, список рекомендуемой литературы, программу, рекомендации по выполнению чертежей, задания контрольных работ и методические указания по их выполнению.

Программа дисциплины предусматривает изучение основ геометрического черчения, начертательной геометрии, строительного и машиностроительного черчения, а также приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с Государственными стандартами.

Цель изучения дисциплины «Инженерная графика»- формирование знаний и навыков выполнения и чтения чертежей с использованием технических и нормативных справочно-правовых актов

Задача дисциплины – формирование навыков работы с чертёжными инструментами, изучение приёмов геометрических построений, основных положений начертательной геометрии, правила и условности в чертежах, установленные Государственными стандартами (ГОСТ)- Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и Системой проектной документации для строительства (СПДС).



Весь учебный материал программы разделен на три задания. После изучения каждого из них выполняется контрольная работа. Контрольная работа №1 и контрольная работа №2 выполняются в сроки, установленные учебным планом. .

Вариант определяется двумя последними цифрами шифра учащегося, согласно табл. 1.

Например: для учащегося, имеющего шифр 8543 номер варианта 43. Задания, которые он должен выполнять находим в табл. 1 в клетке на пересечении строки 4 со столбцом 3, т.е. вариант графических работ будет 1.

Таблица 1. Варианты заданий

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра

Программный материал нужно изучать в следующей последовательности:

2. Изучить материал по темам задания, пользуясь учебником. Изучить
государственные стандарты, относящиеся к данным темам.

3. Приступить к выполнению контрольной работы. Для этого ознакомиться с
содержанием контрольной работы и образцами выполнения листов, определить свой
вариант, выполнить чертежи по своему варианту, оформить их в соответствии с мето-­
дическими указаниями.

4. . Если при изучении мате­риала возникают затруднения, следует обратиться за консультацией в учреждение образования

Чертежи контрольных работ нужно сброшюровать в альбом формата А3 (297 х 420) с обложкой в виде листа чертежной бумаги того же формата. На обложке учащийся указывает фамилию, имя и отчество (полностью), отделение (или специальность), курс и номер учебной группы, шифр, номер варианта, дату выполнения работы и свой почтовый адрес (Приложение5). Альбом высылается в учреждение образования на рецензирование. Упаковка «трубкой» не допускается. Работа высылается в полном комплекте. Присланные на рецензирование отдельные листы не засчитываются. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается.

В правом нижнем углу на каждом чертеже выполняется вплотную к линии рамки основная надпись.


Рис 1.1

Выполнив контрольную работу, учащийся сдаёт её на рецензию. По­лучив положительную рецензию, учащийся допускается к защите работы. Незачтённая графическая работа выполняется вновь или исправляется и вы­сылается на повторную рецензию в полном объёме. Указания рецензента, сделанные на чертеже, стирать не разрешается.

К защите работы допускаются учащиеся, выполнившие все графиче­ские работы и упражнения в рабочей тетради.

При защите контрольной работы преподаватель опрашивает учащегося по всем выполненным работам, а затем предлагает выполнить контрольное задание, которое включает элементы всех выполненных заданий.

При защите контрольной работы обращается внимание на качество графического оформления чертежей, правильное их понимание (чтение), раз­витие пространственного представления, знание соответствующих стандар­тов.

В период лабораторно-экзаменационных сессий в ходе практических занятий по дисциплине «Инженерная графика» учащиеся должны выполнить определённый объём графических работ в присутствии преподавателя.

При отсутствии домашних контрольных работ к выполнению итоговой контрольной работы учащийся не допускается. В случае утери работа выполняется повторно.

Для работы над чертежами нужно иметь: чертежную доску с рейсшиной или чертежным прибором (размер доски 1000 х 650), угольники, готовальню, набор лекал, чертежные карандаши разной твердости (2Т, Т. ТМ, М) для построения и обводки чертежей, кнопки, резинки, чертежную бумагу формата 297 х 420 (10-12 листов), писчую бумагу в клетку для эскизов (размер 297 х 420).

Примерный тематический план

Раздел, тема Количество учебных часов
Всего по дневной форме обу­чения Заочная форма обучения
Всего Теоретические занятия Практические занятия Самостоятельная работа учащихся
Введение
Раздел I. Графическое оформление чертежей
1.1. Форматы, линии чертежа, надписи
1.2. Вычерчивание контуров техниче­ских деталей
Раздел II. Основы начертательной геометрии
2.1. Точка и прямая
2.2. Плоскость
2.3 Поверхности и тела
2.4 Аксонометрические проекции
2.5 Способы преобразования проекции
2.6. Пересечение геометрических тел плоскостями
2.7. Взаимное пересечение поверхно­стей геометрических тел
Раздел III. Основы технического черчения
3.1. Виды, разрезы, сечения
Раздел V. Строительное черчение
5.1. Общие сведения о строительных чертежах
5.2. Условные графические обозначе­ния и изображения на строительных чертежах
5.3. Чертежи планов, разрезов, фасадов
Раздел VI. Чертежи и схемы
6.1. Чертежи строительных конструкций
6.2. Чертежи генеральных планов
Раздел IV. Техническое рисование
4.1. Рисунки плоских фигур и геомет­рических тел
Раздел III. Основы технического черчения (продолжение) 3.2. Изображение и обозначение резьб
3.3. Эскизы и чертежи деталей
3.4. Сборочный чертеж. Деталирование сборочного чертежа
Обязательная контрольная работа
ИТОГО

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Издат, 1983

Стандарты

ГОСТ 2.001-93. ЕСКД: Общие положения

ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы

ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема Литература;
Введение Высказывает общее суждение о дисциплине и её значении 6-7 1.Цели и задачи дисциплины 2.Значение дисциплины в системе подготовки специалистов
РАЗДЕЛ I. Графическое оформление чертежей 1.1. Форматы. Масштабы. Линии чертежей. Шрифты Объясняет обозначение форматов, использует ГОСТы ЕСКД Объясняет масштабы. Владеет приемами вычерчивания конструкций букв и цифр. ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы ГОСТ 2.302-68. ЕСКД: Масштабы ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии ГОСТ 2.304-81. ЕСКД: Шриф- ты чертёжные 1.Назвать размер формата А1. 2. Назвать размер формата А3. 3. Что означает М 1:2? 4. Что означает М 2:1? 5. Что означает М 1:1? 6.Какая высота про­писных букв при раз­мере шрифта 10? 7.Какая высота строч­ных букв при размере шрифта 10? 8 . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.2 стр45 приложение 6.3 стр46 приложение 6.4 стр47) 9.Выполнить титульный лист для альбома чертежей (Приложение 5.1. стр. 38)
1.2. Правила вычерчива­ния контуров деталей Выполняет построение правильных много­уголь­ников (треугольников, шести­угольников, пяти­угольников). Выполняет деление пря-мой на равные части Владеет навыками по­строения ос­новных видов сопряжения. Владеет навыками построения ле­кальных кри­вых, пользования лекалом. 19-32 1. Что понимаем под со­пряжением? 2. Какие необходимо сделать дополнитель­ные построения для выполнения сопряже­ния? 3. Какая кривая назы­вается лекальной кри­вой? 4. . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.4 стр48 приложение 6.5 стр49)
Раздел II. Основы на­чертатель­ной геомет­рии 2.1. Точка и прямая Владеет навыками построения проекций то­чек. Владеет навыками по­строения про­екций от­резка прямой линии, ли­ний частного положения, построения точки на прямой, определения взаимного положения прямой и точки, двух прямых. 33-36 1. Что значит спроеци­ро­вать точку на плос­кость? 2. Построить эпюр го­ри­зонтали. 3. Построить эпюр­ фрон­тали. 4. Назовите проеци­рующие линии. По­стройте про­екции проецирующих линий 5.. . Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.6 стр. 50)
2.2.Плос­кость Задаёт различными способами плоскости на чер­теже, положение плоскости относительно плоскостей проекций. Выполняет построение главных ли­ний плос­кости Определяет взаимное положение точек, прямых, плоскостей. 35-36 1.Что называют следом плоско­сти? 2. Начертите эпюр фронтальной плоско­сти, задан­ной следами. 3. Начертите эпюр го­ризонтальной плос­ко­сти, задан­ной сле­дами. 4. Начертите эпюр фронтально-про­еци­рующей плос­кости,
заданной следами. 5. Начертите эпюр го­ризонтально-про­еци­рующей плоскости, задан­ной следами. 6. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.7. стр. 50 приложение 6.8. стр. 51)
2.3.Поверх-ности и тела Использует знания о геометриче­ских телах, выполняет построение их проекции в ор­тогональных плоскостях и точки на их по­верхности. 37-40 2.Выполнить чертёж трёх проекций группы геометрических тел с нанесением размеров и точек на поверхности тел. (точки задаются преподавателем) Лист 1.1 Контрольная работа №1
2.4.Аксоно­метриче­ские про­екции Использует знания о видах аксонометриче­ских про­екций плоских и объемных фигур и точек на их поверхности для построения аксономет­рических проекций плоских и объемных фигур и точек на их поверхности. 1] 41-46 59-71 1.. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.10.) 1.Выполнить аксонометрию группы геометрических тел, выполненных на листе 1.1 Лист 1.2 Контрольная работа №1
2.5. Способы преобразова­ний проекций Определяет действительную величину отрезков прямых, плоских фигур способом замены плоскостей проекций. Определяет дейст­вительную величину отрезков пря­мых, плоских фигур способом вра­щения. 1. Выполнить построение натуральной величины фигуры сечения
2.6.Пересечение поверх­ностей гео­метрических тел плоскос-тями. По­строение раз­верток Выполняет построение проекций усеченных многогранников, тел вращения, на­туральную величину фигуры сече­ния, развертку. 43-47 1.. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.11.1 приложение 6.11.2).
2.7. Взаимное пересечение поверхностей тел Решает задачи на взаимное пересечение тел способом се­кущих плоскостей, способом сфер. 48-51 1. Какие есть способы решения задач на пере­сечение тел? 2. Выполнить упражнения в ра­бочей тетради (приложение 6.12 приложение 6.13).

Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература; Вопросы и задания для само­контроля
раздел III. Основы тех­нического черчения 3.1. Виды, разрезы, се­чения Использует знания о видах, разрезах сечениях при построении по двум видам третьего вида модели и аксонометрии модели; при построении простых разрезов; при совмещении вида с разрезом; при построении местных разрезов; при обозначении разрезов; при выполнении раз­резов тонких стенок, ребер жесткости и т.д.; при построении сложных раз­резов, обозначении разрезов; при построении и обозначении сечения. Использует условности и упрощения при выполнении разрезов, сечений. Графически правильно оформляет чертежи. 52-57 197- 203 211- 215 1. Дайте определение вида 2.Изложите, какие бывают виды и как их обозначают 3. Дайте определение разреза. 4.Изложите классификацию раз­резов. 5. Дайте определение про­стого разреза, слож­ного разреза, укажите их отличие. 6.Изложите, в каком случае со­вмещается вид с раз­ре­зом? 7.Дайте определение местного разреза. 8. Укажите особенности выпол­нения разреза, когда секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки, ребра жёстко­сти. 9. Изложите классификацию сложных разрезов. 10 Изложите, как обозначаются про­стые разрезы 11.. Изложите, как обозначаются сложные разрезы. 12. Дайте определение сече­ния, изложите, как их обозначают. 13. Изложите отличие разреза от сечения. 14. Выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.14 приложение 6.15). 15. Вычертить три вида модели по заданной аксоно­метрии (деталь вычерчена в прямоугольной изометрии), нанести размеры. Вычертить наглядное изображение модели в косоугольной диметрии. Лист1.3. 16. По двум видам детали построить третий. Выпол­нить разрезы. Проставить размеры. Изобразить деталь в изометрии с вырезом четверти Лист 1.4 17. По двум видам детали построить третий. Выпол­нить разрезы. Проставить размеры. Лист 1.5
Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература; Вопросы и задания для само­контроля Вопросы и задания для само­контроля
раздел V Строитель-ные чер­тежи 5.1. Общие све­дения о строитель­ных черте­жах Использует знания об осо­бенностях строительных чер­тежей, комплек­те строи­тельных черте­жей, стандартах, применяе­мых при выполнении строи­тельных чертежей; единой модульной сис­теме в строи­тельстве; понятиях, тер­ми­нах, применяемых в строи­тельном­ черчении при чтении строительных чертежей. 106-120 1.Изложите, какие чертежи назы­вают строительными? 2.Укажите особенности строительных черте­жей в простановке раз­меров? 3.Изложите, какими знаками обозначают на чертежах отметки уровней элементов зданий или конструкций.
5.2. Ус­лов­ные гра­фиче­ские обозна­чения и изо­браже­ния на строи­тельных чер­тежах Использует знания графические обозначения строительных материалов, условные графические обозначения элементов зданий, сооружений и строительных конструкций, условные графические обозначения элементов санитарно-технических систем, правила марки­ровки строительных чертежей дета­лей, элементов и узлов строительных конструкций, правила простановки выносок и надписей на строительных чертежах. 106-120 1. Изложите, как обозначают на чертежах ссылки на выносные элементы. 2. Изложите, как выполняются выносные надписи к многослойным конструкциям? 3.Используя методические рекомендации, выполнить контрольную работу №2 Лист 2.1 (Приложение8)
5.3. Чертежи пла­нов, раз­резов и фаса­дов здания Характеризует чертежи планов, разрезов и фасадов промыш­ленных, жилых и общественных зда­ний, требования, предъявляемые к планам строительных чертежей. Читает чертежи планов этажей. Излагает последовательность и правила выполнения разрезов зданий, виды и назначение разрезов, требования, предъявляемые к чертежам разрезов зданий по ГОСТ 21.501-93. Читает чертежи фасадов зданий. Излагает требования, предъявляемые к вычерчиванию чертежей фасадов зданий по ГОСТ 21.501-93. 126-156 1. Дайте определение плана этажа, последовательности вычерчивания плана этажа. 2.Дайте определение разреза здания, видов и назначении разрезов. 3. Изложите, что принимается за нулевую отметку? 4. Изложите, что означает цифровое выражение -0.900. 5.Изложите последовательность вычерчивания разреза здания. 6.Изложите, как определяется высота этажа 7. Укажите отличие архитек­турного разреза от конструктивного 8. Используя методические рекомендации, выполнить контрольную работу №2 Лист 2.2 (Приложение18)
Раздел, тема Требования к знаниям и умниям Литература; Вопросы и задания для само­контроля
Раздел VI Чертежи и схемы. 6.1. Чертежи строительных конструкций Характеризует условные изо­бражения и обо­значения, применяемые в чертежах строительных конструкций, выносной элемент, его при­менение и изображение. Читает чертежи конструк­тивных узлов. Графически правильно вычерчивает чер­тежи конструктивных узлов. Читает чертежи железобе­тонных конструкций. Характеризует условные гра­фические изо­бражения арма­турных изделий. Графически правильно вы­черчивает чертежи железобе­тонных конструк­ций. Читает чертежи металличе­ских кон­струкций. Характеризует условные гра­фические изо­бражения про­филей проката и швов свар­ных соединений. Графически правильно вычерчивает чер­тежи ме­таллических конст­рукций. Читает чертежи деревянных конст­рукций. Характеризует условные графиче­ские изо­бражения элементов дере­вянных конструкций. Графически правильно вы­черчивает чертежи деревян­ных конструкций. 43-44 84-85 92-93 1.Укажите, как на чертежах обозначаются конструктивные узлы.. 2. Укажите, какие виды чертежей входят в состав комплекта рабочих чертежей железобетонных конструкций 3. Укажите, какие данные указывают в полных выносках позиций стержней арматуры 4. Укажите особенности расположения видов на чертежах металлических конструкций 5. . Укажите, какие данные наносят на полках-выносках элементов конструкций 6. Изложите, что означает следующая запись на полке линии выноски: 2 |_ 90 X 90 X 8 7. Перечислите основные виды соединений элементов деревянных конструкций. 8.Назовите основные элементы конструкций стропильной фермы 9. Изложите, как изображают на чертежах деревянных конструкций болты, скобы, нагели, гвозди.
6.2. Чертежи ге­неральных планов Характеризует чертежи генеральных пла­нов, условные графические изображения и обозначения на чер­тежах генеральных планов элемен­тов. Графически правильно вычерчивает генеральные планы. 201-205 1. Изложите, какой строительный чертёж называется ге­неральным планом? 2. Укажите масштабы выполне­ния генеральных пла­нов
РАЗДЕЛ IV Техническое рисование 4.1. Ри­сунки пло­ских фи­гур и геомет­риче­ских тел Выполняет технический рисунок плоских и геометрических тел. Определяет отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксоно­метрической проекции. 208-235 1. Изложите отличие тех­нического рисунка и чертежа, выполненного в аксонометрической проекции 2. Выполните технический рисунок
Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература; Вопросы и задания для само­контроля
раздел III. Основы тех­нического черчения 3.2. Изобра­жение и обо­значе­ние резьб Изображает и обозначает резьбы. 76-82 1. Укажите, как обозначается метрическая резьба? 2. Укажите, как обозначается трубная резьба 3. Укажите, какой линией изо­бражают резьбу на стержне, если плос­кость проекций парал­лельна его оси 4. Укажите, как изображают резьбу на стержне в плоскости перпендику­лярной его оси? 5. Укажите, как изображают резьбу в отверстии на плоскости, перпенди­кулярной его оси 6. Вычертите резьбовое соединение в разрезе. (выполняется в колледже)
3.3. Эс­кизы и рабо­чие чер­тежи 4.2. Ри­сунки моде­лей Характеризует назначение эскиза и чертежа в производстве. Излагает порядок и последова­тельность выполнения эскиза детали. Наносит размеры детали. Использует мерительные инструменты и приемы обмера детали. Излагает методику выполнения эскиза. Выполняет эскизы деталей. Выполняет технический рисунок плоских и геометрических тел. Излагает отличие технического рисунка и чертежа, выполненного в аксоно­метрической проекции. 86-92 208- 235 1.Изложите, какой чертёж назы­вается эскизом 2.Изложите, какой чертёж назы­вается рабочим черте­жом 3.Изложите последовательность выполнения эскиза. 4. Выполните эскиз и технический чертёж детали с вырезом четверти с натуры. Лист 3.1 (выполняется в колледже)
3.5. Сбороч­ный чертеж. Дета­лирова­ние сбороч­ного чертежа Характеризует сборочный чертеж, его назначение, упрощения, приме­няемые на сборочном чертеже, раз­меры на сборочном чертеже, специ­фикации. Читает сборочный чертеж. Выполняет деталирование сбороч­ного чертежа. 94-101 I. Укажите назначение сборочных чертежей 2. Укажите отличие сборочного чертежа от чертежа общего вида 3. Укажите, какие размеры наносят на сборочных чертежах 4. Укажите, что называют деталированием 5. Укажите, в чем заключается процесс деталирования 6. Выполните эскиы двух деталей по сборочному чертежу Лист 3.2 Лист 3.3 (выполняется в колледже)

НОЙ РАБОТЫ № 1

Контрольная работа № 1с остоит из титульного листа (Приложение 5.1) и заданий (Приложение5.2- Приложение 5.6), вы­полняемых на пяти листах формата А3 (297х420), а также рабочей тетради (Приложении 6)

Форма и размеры основной надписи для оформления чертежей кон­трольной работы № 1 приведены на рисунке 1.1 стр. 4

Лист 1.2. Аксонометрия

Цель: Научиться строить аксонометрическую проекцию группы геометрических тел и точки на их поверхности.

Методические указания: Лист 1.2 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Рекомендуется изображать в прямоугольной изометрии. Ак­сонометрическую проекцию группы геометрических тел выполняют на ос­новании листа 1.1. Образец оформления показан в приложении 5.3.

Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Аксоно­метрические проекции», выполнить упражнения в рабочей тетради (прило­жение 6.10).

Лист 1.3. Виды

Цель: Научиться выполнять и оформлять изображения основных видов на технических чертежах.

Методические указания: Лист 1.3 следует оформить на формате А3 в масштабе 2:1. Условие принять из приложения 2. Образец оформления пока­зан в приложении 5.4. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).

Рекомендуется вначале выбрать главный вид, т.е. изображение, которое должно давать наиболее полное представление о формах и размерах пред­мета. Другие виды определяют в зависимости от основного. Определив габа­ритные размеры, наметьте места для каждого вида с тем, чтобы они равно­мерно заняли всё поле чертежа. Вычертив проекции, нанесите на них вынос­ные и размерные линии согласно ГОСТ 2-308-68 и проставьте размеры. Вы­чертите аксонометрию модели в косоугольной диметрии.

Лист 1.4. Простые разрезы

Цель: Научиться строить и оформлять изображения простых разрезов на технических чертежах. Научиться строить аксонометри­ческую проекцию детали с вырезом четверти.

Методические указания: Лист 1.4 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 3. Образец оформления пока­зан в приложении 5.5. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).

Рекомендуется изучить данные две проекции (прочитать чертёж), при этом определить какие геометрические тела участвуют в образовании детали и какими поверхностями она ограничена. Согласно габаритным размерам оп­ределите место для каждой проекции. Вычерчивать надо сразу все проекции, пользуясь заданными размерами и соблюдая проекционную связь.

Определив, какие необходимы разрезы, построить их на всех проек­циях, после чего нанести все выносные и размерные линии и нанести раз­меры. Затем построить аксонометрическое изображение в прямоугольной изометрии с вырезом одной четверти. Плоскости сечений заштрихуйте по направлению диагоналей квадратов, построенных в плоскости сечений.

Лист 1.5. Сложные разрезы

Целевое назначение: Научиться строить и оформлять изображения сложных разрезов на технических чертежах.

Методические указания: Лист 1.5 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 4. Образец оформления пока­зан в приложении 5.6. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).

КОНТРОЛЬ­НОЙ РАБОТЫ № 2

В контрольной работе № 2 требуется выполнить следующие листы:

1) Лист 2.1. Условные графические обозначения стройматериалов (фор­мат А3).

2) Лист 2.2. План, разрез, фасад здания. Узел А (формат А1).

План этажа

Последовательность выполнения плана этажа (приложение 9):

1. По заданным размерам провести тонкой штрихпунктирной линией координационные оси. Приложение 9.1

2. Вычертить наружные стены с учетом привязки. Приложение 9.2

Привязка - расстояние от оси до внутренней грани стены.

Для кирпичных стен привязка равна 200 мм. Таким образом, внутрен­ний контур наружной стены отстоит от оси на расстоянии 200 мм, а наруж­ный контур наружной стены - на расстоянии 330 мм, т. к. толщина стены равна 530 мм).

3. Вычертить внутренние несущие стены и стены, имеющие каналы. Каналы имеются в стенах, примыкающим к санузлам, кухням и в стенах, примыкающих к печам. Геометрическая ось внутренних стен совпадает с геометрической осью. Приложение 9.2

4. Вычертить перегородки. Приложение 9.2

Толщина перегородок:

Межкомнатные - 80 мм;

Межквартирные - 200 мм;

Перегородки санузлов и кухонь - 65 мм.

5. Наметить оконные и дверные проемы в стенах и перегородках. Раз­меры проемов берем из приложения 11. При вычерчивании дверей мы должны помнить, что наружные входные и тамбурные двери открываются наружу (рекомендуемые размеры проёма 2070х1310); двери входные в квар­тиру с лестничной клетки открывают внутрь (рекомендуемые размеры про­емов 2070х910). Рекомендуемые размеры проёмов санузлов 2070х710, кухонь 2070х810.

В наружных кирпичных стенах под оконные и дверные проемы выпол­няются четверти.

6. Составить ведомость проёмов дверей и окон (См. приложение 12)

7. Вычертить санитарно-техническое оборудование зданий (прило­жение14, приложение 9.3).

8. Обвести. Приложение 9.3

Контуры стен, расположенных в секущей плоскости, обводятся сплош­ной основной линией, толщиной S. Рекомендуется S=0,8-1,0 мм. Контуры, расположенных в секущей плоскости печей, перегородок обводят сплошной линией, толщиной S/2. Все остальные линии (контуры, расположенные за се­кущей плоскостью, оси, условные знаки санитарно-технического оборудова­ния, размерные и выносные линии) обводят линиями, толщиной S/З, но не менее 0,3 мм.

8. Проставить размеры. Приложение 9.4. Приложение10

На планах зданий проводят внешние размерные линии (от одной до че­тырех) с расстоянием между ними 7min мм. Эти линии проводят обычно слева и снизу, вне контура плана. При этом первую размерную проводят на расстоянии не менее 10 min мм от контура плана, чтобы не затруднять его чтение. На первой размерной линии наносят размеры оконных и дверных проемов и простенков между ними; на второй - размеры между смежными осями и на третьей - размеры между крайними осями. Простенки, ближайшие к координационным осям, привязывают размерами от их граней до оси.

Внутренние размеры помещений (комнат), толщины перегородок и внутренних стен проставить на внутренних размерных линиях. Внутрен­нюю размерную линию проводят на расстоянии не менее 8-10 мм от стены или перегородки. Площади отдельных помещений проставить в квадратных метрах с двумя десятичными знаками и чертой внизу. В учебных целях проставить только площади жилых помещений. Дверные проёмы мар­кируют и проставляют в кружках 5 мм.

Разрез здания

Для выявления внутреннего вида помещения и расположения архитек­турных элементов составляют архитектурный или контурный разрез здания, на котором не показывают конструкции фундаментов, перекрытий, стропил и других элементов, но проставляют размеры и высотные отметки, необходи­мые для выполнения фасадов.

Перед выполнением разреза необходимо внимательно изучить план, определить направление взгляда и положение секущей плоскости (секущая плоскость проходит по лестничной клетке, по ближайшему к наблюдателю маршу), установить положение координационных осей.

При вычерчивании разреза все построения выполняют тонкими ли­ниями.

Последовательность выполнения разреза здания (Приложение 15):

1. Провести вертикальные координационные оси основных несущих конструкций стен и колонн (если они имеются).

2. Вычертить несущие стены, попадающие в секущую плоскость с учётом привязки.

3. Перпендикулярно координационным осям вычертить горизонтальные линии уровней: поверхности пола первого этажа (нулевая отметка), пола вто­рого этажа, низ покрытия.

4. Вычертить конструкцию перекрытия и крыши. Приложение13

5. Выполнить расчёт лестницы. Приложение 16

6. Вычерчиваем лестницу на разрезе и на плане. Приложение 16.2

7. Уточнить разрез, вычерчивая оконные и дверные проёмы, перего­родки, крыльцо, козырёк, вентшахты и другие элементы, расположенные в секущей плоскости и за секущей плоскостью.

8. Обвести разрез.

9. Провести выносные и размерные линии, кружки для маркировки ко­ординационных осей и знаки для простановки высотных отметок. Простав­ить размеры:

· координационные оси здания и расстояние между ними и крайними осями

· отметки уровня земли, чистого пола этажей и площадок, низа плит покрытия верхнего этажа многоэтажного здания

· отметку низа опорной части заделываемых в стены элементов конструкций

· отметку верха стен, карнизов, уступов стен

· размеры и привязку (по высоте) проёмов в стенах и перегородках, изображаемых в сечении (для проёмов с четвертями размеры указываются по наименьшей величине проёма)

· марки узлов.

Указываем конструкцию крыши.

Образец оформления разреза здания показан в приложении 15.

Фасад

Последовательность вычерчивания фасада здания:

1. Используя горизонтальные размеры с плана и вертикальные размеры с разреза, вычертить фасад здания.

2. Обвести.

Видимые контуры на чертежах фасадов выполнить сплошной основ­ной линией, а линию контура земли допускается проводить утолщенной ли­нией, выходящей за пределы фасада.

3. Проставить размеры.

· Крайние координационные оси (могут проставляться промежуточные оси в местах перепада высот здания, в местах перелома в плане здания, а также в местах прохождения деформационного шва).

· Высотные отметки уровня земли, цоколя, низа и верха проемов, кар­низа и верха кровли.

Образец оформления фасада здания показан в приложении 17.

Конструктивные узлы

Вычертить конструктивный узел в масштабе 1: 10, согласно варианту (приложение 18, 19). Обозначить узел.

Предисловие
Введение
Раздел первый. Оформление чертежей и геометрические построения
Глава I. Оформление чертежей
§ 1. Государственные стандарты на составление и оформление чертежей
§ 2. Проектно-конструкторская документация
§ 3. Форматы чертежей, основная надпись
§ 4. Масштабы чертежей
§ 5. Линии чертежа
§ 6. Чертежные шрифты и надписи на чертежах
§ 7. Нанесение размеров на чертежах
§ 8. Уклон и конусность
Глава II. Геометрические построения на чертежах
§ 9. Построение перпендикуляров, деление отрезков и углов
§ 10. Построение правильных многоугольников
§ 11. Построение касательных к окружности
§ 12. Сопряжение линий
§ 13. Циркульные кривые линии
§ 14. Лекальные кривые линии
Раздел второй. Проекционные изображения на чертежах
Глава III. Прямоугольные проекции
§ 15. Центральное и параллельное проецирование
§ 16. Прямоугольное проецирование на две и три плоскости проекций
§ 17. Проекции многогранников и точек на их поверхностях
§ 18. Проекции тел вращения и точек на их поверхностях
§ 19. Развертки поверхностей геометрических тел
§ 20. Пересечение геометрических тел плоскостью и построение действительного вида сечения
§ 21. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел
Глава IV. Виды, сечения и разрезы на чертежах
§ 22. Расположение изображений на чертежах
§ 23. Сечения и разрезы
§ 24. Графические обозначения материалов в сечениях и на видах
Глава V. Аксонометрические изображения
§ 25. Виды аксонометрических проекций
§ 26. Прямоугольные аксонометрические проекции
§ 27. Косоугольные аксонометрические проекции
§ 28. Построение аксонометрических изображении
Раздел третий. Машиностроительные чертежи
Глава VI. Общие сведения о машиностроительных чертежах
§ 29. Виды изделий и конструкторских документов
§ 30. Условности и упрощения на машиностроительных чертежах
§ 31. Соединения деталей
§ 32. Резьбовые соединения
§ 33. Неразъемные соединения
§ 34. Изображение зубчатых передач
Глава VII. Чертежи и эскизы деталей
§ 35. Составление рабочего чертежа детали
§ 36. Нанесение размеров на чертежах
§ 37. Нанесение на чертежах условных обозначений и надписей
§ 38. Обозначение шероховатости поверхностей
§ 39. Выполнение эскизов деталей
Глава VIII. Сборочные чертежи и схемы
§ 40. Составление и оформление сборочных чертежей
§ 41. Чтение и деталирование сборочного чертежа
§ 42. Общие сведения о кинематических схемах
Раздел четвертый. Строительные чертежи
Глава IX. Общие сведения о строительных чертежах
§ 43. Содержание и виды строительных чертежей
§ 44. Стадии проектирования
§ 45. Наименование и маркировка строительных чертежей
§ 46. Масштабы строительных чертежей
§ 47. Конструктивные элементы и схемы зданий
§ 48. Элементы конструкций (изделия) и их маркировка
§ 49. Координационные оси и нанесение размеров на чертежах
§ 50. Выноски и ссылки на строительных чертежах
Глава X. Архитектурно-строительные чертежи
§ 51. Состав чертежей и условные графические изображения на них
§ 52. Чертежи планов зданий
§ 53. Чертежи разрезов зданий
§ 54. Чертежи фасадов зданий
Глава XI. Чертежи железобетонных конструкций
§ 55. Состав рабочих чертежей и масштабы изображений
§ 56. Схемы расположения элементов сборных конструкций
§ 57. Рабочие монтажные чертежи крупнопанельных и крупноблочных зданий
§ 58. Рабочие чертежи монолитных железобетонных конструкций
§ 59. Сборочные чертежи и схемы армирования элементов конструкций
§ 60. Чертежи арматурных каркасов, закладных и соединительных деталей
Глава XII. Чертежи металлических конструкций
§ 61. Виды чертежей и условные изображения
§ 62. Схематические чертежи здания и схемы расположения элементов конструкций
§ 63. Поперечные разрезы, чертежи элементов конструкций и узлов
Глава XIII. Чертежи деревянных конструкций н столярных изделий
§ 64. Виды чертежей и условные изображения
§ 65. Схемы расположения и рабочие чертежи конструкций
§ 66. Чертежи столярных изделий
Глава XIV. Чертежи каменных конструкций
§ 67. Стены из кирпича и легкобетонных камней
§ 68. Облицовка камнем
Глава XV. Чертежи инженерного оборудования зданий
§ 69. Виды чертежей и условные обозначения
§ 70. Чертежи водоснабжения, канализации и газоснабжения
§ 71. Чертежи отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Глава XVI. Строительно-монтажные чертежи технологического оборудования
§ 72. Виды и назначение строительно-монтажных чертежей
§ 73. Чертежи расстановки технологического оборудования, монтажа фундаментов н опорных конструкций
§ 74. Рабочие монтажные чертежи технологического оборудования и трубопроводов
§ 75. Рабочие монтажные чертежи технологических металлоконструкций
Глава XVII. Чертежи строительных генеральных планов и схемы производства строительно-монтажных работ
§ 76. Чертежи строительных генеральных планов
§ 77. Схемы производства работ
Раздел пятый. Рисование и графическое оформление чертежей
Глава XVIII. Техническое рисование
§ 78. Особенности технического рисунка
§ 79. Рисование плоских фигур
§ 80. Рисование геометрических тел
§ 81. Светотень и штриховка теней
§ 82. Рисование производственных деталей и узлов строительных конструкций
Глава XIX. Рисование с натуры
§ 83. Общие сведения о рисовании с натуры
§ 84. Наблюдательная перспектива и перспективные построения
§ 85. Организация рабочего места и приемы рисования
§ 86. Рисование геометрических тел
§ 87. Рисование орнамента, строительных и архитектурных деталей
§ 88. Рисование архитектурных сооружений и внутреннего вида зданий
Глава XX. Приемы графического оформления архитектурно-строительных чертежей
§ 89. Основные изобразительные задачи и приемы графического оформления чертежей
§ 90. Техника отмывки и многоцветной покраски чертежей
§ 91. Графическое оформление эскизов и чертежей по декоративно-художественной отделке зданий
Заключение
Список рекомендуемой литературы

Изложены теоретические основы и практическое приложение методов изображений, которые применяются в архитектурном проектировании: ортогональные проекции, аксонометрия, перспектива и приемы построения теней в этих проекциях. 1-е издание вышло в 1987 г. 2-е издание содержит вопросы для самопроверки и задачи с примерами решений. Для студентов архитектурных вузов и факультетов.

Предисловие
Введение

Часть 1. Ортогональные проекции

Глава 1. Точка, прямая линия и плоскость
1. Ортогональная система двух и трех плоскостей проекции
2. Точка
3. Прямая линия
4. Взаимное положение прямых
5. Плоскость
6. Прямые и точки, лежащие в плоскости
7. Взаимное положение прямой двух плоскостей
8. Взаимное положение линии и плоскости

Глава 2. Способы преобразования проекций
9. Характеристика способов
10. Способ замены плоскостей проекций
11. Способ вращения
12. Способ косоугольного вспомогательного проецирования

Глава 3. Многогранные поверхности
13. Общие сведения. Виды многогранников
14. Правильные многогранники
15. Построение проекций правильных многогранников
16. Пересечение многогранника плоскостью и прямой линией
17. Взаимное пересечение многогранников
18. Области применения многогранных поверхностей

Глава 4. Кривые линии
19. Основные понятия и определения
20. Плоские кривые
21. Пространственные кривые

Глава 5. Кривые поверхности
22. Общие сведения о кривых поверхностях
23. Поверхности вращения
24. Винтовые поверхности
25. Развертываемые поверхности
26. Поверхности с плоскостью параллелизма
27. Поверхности параллельного переноса, второго порядка общего вида и каркасные

Глава 6. Пересечение кривых поверхностей
28. Касательная плоскость, нормаль, кривизна поверхности
29. Построение плоскостей, касательных к поверхностям
30. Построение очертаний поверхностей
31. Пересечение поверхности плоскостью
32. Пересечение прямой линии с кривой поверхностью
33. Взаимное пересечение поверхностей
34. Построение пересечения поверхностей с помощью косоугольного вспомогательного проецирования
35. Частные случаи пересечения поверхностей второго порядка

Глава 7, Геометрические преобразования
36. Развертывание поверхностей и построение сетей на поверхностях вращения
37. Геометрические преобразования при центральном и параллельном проецировании
38. Геометрическое моделирование поверхностей, преобразование их формы и графическое отображение с помощью ЭВМ

Глава 8. Геометрическое формообразование кривых: поверхностей и их применение в архитектуре
39. Своды и купола
40. Простые и составные поверхности
41. Сложные и нерегулярного вида поверхности

Часть 2. Тени в ортогональных проекциях

Глава 9. Теоретические основы построения теней
42. Общие сведения
43. Направление световых лучей

Глава 10. Тени основных геометрических фигур
44. Тени точки, прямой и плоской фигуры
45. Тени геометрических тел

Глава 11. Способы построения теней
46. Способ лучевых сечений
47. Способ вспомогательных касательных поверхностей
48. Способ обратных лучей
49. Способ "выноса"
50. Способ вспомогательных плоскостей уровня
51. Способ вспомогательного проецирования

Глава 12. Тени архитектурных деталей и фрагментов
52. Тени многогранных и цилиндрических поверхностей
53. Тени конических поверхностей
54. Тени поверхностей вращения с вертикальной осью
55. Тени сложных архитектурных фрагментов и поверхностей

Глава 13. Построение линий равной освещенности
56. Теоретические основы построения линий равной освещенности
57. Построение линий изофот на геометрических поверхностях, архитектурных деталях и фрагментах

Часть 3. Аксонометрия

Глава 14. Общие сведений
58. Сущность метода и основные понятия
59. Стандартные аксонометрические проекции
60. Построение аксонометрии по выбранному направлению проецирования

Глава 15. Построение аксонометрических изображений
61. Построение аксонометрических изображений по ортогональным проекциям
62. Решение позиционных задач в аксонометрии
63. Построение теней в аксонометрии

Часть 4. Перспектива

Глава 16. Основные положения
64. Место и значение перспективы в архитектурном проектировании
65. Геометрические основы перспективы
66. Перспектива прямой линии, точки и плоскости
67. Перспектива окружности

Глава 17. Способы построения перспективы
68. Выбор точки зрения и параметры углов
69. Способ архитекторов
70. Радиальный способ и способ совмещенных высот
71. Способ прямоугольных координат и перспективной сетки
72. Проведение перспектив прямых в недоступную точку схода
73. Композиция перспективы

Глава 18. Перспектива интерьера

Глава 19. Перспектива деталей и архитектурных фрагментов
74. Перспектива архитектурных деталей и изменение длительного масштаба
75. Перспектива архитектурных фрагментов, сводов и поверхностей покрытий

Глава 20. Построение теней в перспективе
76. Построение теней при параллельных лучах света
77. Построение теней в интерьере

Глава 21. Построение отражений
78. Построение отражений в горизонтальных отражающих плоскостях
79. Построение отражений в вертикальных отражающих плоскостях

Глава 22. Перспектива на наклонной плоскости
80. Общие сведения
81. Построение перспективы на наклонной плоскости

Глава 23. Реконструкция архитектурных перспектив и приемы фотомонтажа в перспективе
82. Основные положения
83. Реконструкция перспективы на вертикальной картине
84. Реконструкция перспективы на наклонной картине
85. Приемы фотомонтажа в перспективе

Глава 24. Построение широкоугольной перспективы
86. Перспективные искажения и основы способа построения широкоугольных перспектив
87. Способы построения широкоугольной перспективы

Глава 25. Автоматизированное построение перспективных изображений
88. Кодирование и ввод графической информации
89. Построение машинных перспективных изображений

Часть 5. Проекции с числовыми отметками

Глава 26. Общие сведения
90. Сущность метода
91 Оглавление
91. Пересечения плоскостей
92. Пересечение плоскости с топографической поверхностью
93. Основы вертикальной планировку

Задачи и вопросы для самопроверки
Общие методические указания к решению задач
Раздел I. Ортогональные проекции
Раздел II. Тени и ортогональных проекциях
Раздел III. Аксонометрия
Раздел IV. Перспектива
Раздел V. Проекции с числовыми отметками
Приложения
Список литературы
Предметный указатель