Человек который собирает дань как называют. Полюдье (сбор дани) в Древней Руси

с кого, с чего. Разг. Шутл.-ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого-л. Мокиенко 2003, 22.

Отдавать (платить) дань. Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого-л., что-л. ФСРЯ, 321; Ф 2, 23; АОС, 261. 2. чему. Следовать чему-л., поступать в соответствии с чём-л. ФСРЯ, 322. 3. кому, чему. Уделять внимание кому-л., чему-л. ФСРЯ, 322.

Отдать дань природе. Жарг. мол. Шутл. Сходить в туалет. Максимов, 101.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДАНЬ" в других словарях:

    дань - дань, и … Русский орфографический словарь

    дань - дань/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    И; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь

    ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.

    ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань (выход) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь

    ДАНЬ - одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь

Книги

  • Дань кровью , В. В. Юнак. Историческое полотно, созданное молодым, но, безусловно, талантливым автором, заставляет не только сопереживать героям, жившим в эпоху кровавых междоусобиц XIV века, но и многое объясняет в…

Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до , когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления - продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в. Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся , дреговичи, кривичи, северяне и другие . Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах - специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича - в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти . Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо . Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в. Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.

В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.

Монгольское управление

Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей - ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.

Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога - это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь - так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.

Сборщики дани

При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам. Баскак - это в Древней Руси человек, занимающий такую должность и собирающий подать с определенного участка захваченной земли. Значение этого термина в русском языке означает "угнетатель", "притеснитель". Баскак - это в Древней Руси мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. Первой их обязанностью была перепись всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста.

После этого были озвучены и наложены подати на каждого трудоспособного мужчину. На татарском языке подать - это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. Баскак -это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов. Единственным освобожденным от податей сословием были священнослужители.

Виды дани на Руси

Ясак, налагаемый на русские земли, был велик, и выплачивать его было тяжело. Кроме десятинной подати, которую выплачивали вообще во всех доходов, получаемых хозяйствами, существовало множество мелких даней, которые тяжким бременем ложились на русский народ. На промысел или специальность налагался дополнительный ясак, также требовалось полное обеспечение ханских гонцов, осуществлявших связь золотоордынского улуса с покоренной Русью. Дань, собираемая с торговых операций, выделялась в отдельный вид податей, который получил название тамга. Таким сбором также занимался баскак. Это слово дало начало русскому термину «таможня». Общее название всех податей - «царская дань» или «ордынский выход».

Содержание ханских чиновников, постоянное одаривание различными подношениями было обязательным. Баскак - это показатель лояльности покоренного народа к завоевателям. Если ханский чиновник уезжал с русских земель недовольным, территорию ждала страшная кара. Организовывался отряд для набега на земли, в результате которого разорялись города и села, а жителей убивали или уводили в рабство.

Как собирался ясак?

Дань собиралась или самим надсмотрщиков, или его свитой. При сборе ясака применялись обычные для монгольского народа тяжелые телесные наказания. Отряды вооруженных ордынцев сопровождали баскака повсюду, и по первому его велению готовы были жечь, рубить и топтать непокорных и недовольных. Никому никакого отчета сборщики не давали и постоянно злоупотребляли своими полномочиями, обирая народ до нитки.

Спасаясь от притеснителей, народ скрывался в болотах и лесных чащах. Тех, кого находили, могли запороть насмерть, отнять детей или жен, самого угнать в рабство. За покаранием виновных следил сам баскак. Это показательное унижение должно было на корню уничтожить идею восстания или бунта против завоевателей.

Бухарские купцы

В дальнейшем право собирать дань с захваченных земель могло быть передано особым распоряжением хана ордынским купцам и торговцам. За право собирать дань азиатские купцы и торговцы платили выкуп хану, после чего приезжали на Русь с вооруженными отрядами своих прислужников и собирали ясак уже в свой карман. Естественно, для русских жителей бремя выкупа оставалось прежним.

Переносное значение слова

В русской литературе до начала 20 века все еще употреблялся термин «баскак». Это определение для грубого, жестокого и жадного человека. В настоящее время слово практически выпало из оборота и в современном русском языке не используется.

Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

"Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Церковь

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.

После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.

В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".

Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

С побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

В про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния феодальных от-но-ше-ний Дань раз-ви-ва-лась в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, пре-вра-ща-лась в государственный на-лог (по-душ-ный или по-зе-мель-ный), с дру-гой - в ре-зуль-та-те по-жа-ло-ва-ния ко-ро-ля-ми пра-ва сбо-ра до-хо-дов дру-жин-ни-кам и ду-хо-вен-ст-ву она транс-фор-ми-ро-ва-лась в феодальную рен-ту. Дань сыг-ра-ла зна-чительную роль в ста-нов-ле-нии фео-да-лиз-ма в стра-нах Северной Ев-ро-пы (бок-ленд, да-не-гельд - в Анг-лии, вейц-ла - в Скан-ди-навских стра-нах и т. д.).

На Ру-си Дань из-вест-на с середины IX века как пла-тёж в поль-зу ва-ря-гов и Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, а с 880-х годов - в поль-зу ки-ев-ско-го кня-зя. Данью об-ла-га-лись отдельные пле-ме-на и груп-пы пле-мён. Взи-ма-лась на-ту-рой (ме-ха-ми, мё-дом и др.) или день-га-ми - пер-во-на-чаль-но с «ды-ма» (хо-зяй-ст-ва од-ной се-мьи), за-тем - с «плу-га» или «со-хи» (ок-лад-ной еди-ни-цы в 2 или 3 ра-бо-чие си-лы). По ме-ре ук-ре-п-ле-ния вла-сти кня-зя Дань ста-но-ви-лась обя-за-тель-ной и ис-поль-зо-ва-лась для со-дер-жа-ния дру-жи-ны. Со-би-ра-лась во вре-мя по-лю-дья (осен-не-зим-не-го объ-ез-да кня-зем тер-ри-то-рии сво-его кня-же-ст-ва). До XII века сбо-ром Дани за-ни-ма-лась кня-же-ская дру-жи-на. Специальные сбор-щи-ки Дани - «дань-ни-цы» - поя-ви-лись в русских кня-же-ст-вах и зем-лях не ра-нее XII века (с XIV века име-но-ва-лись «дан-щи-ка-ми»). По-ми-мо Дани в поль-зу кня-зя, «дан-щи-ки» взи-ма-ли так-же осо-бые «дан-ские по-шли-ны» в свою поль-зу. По ме-ре рос-та свет-ско-го и цер-ков-но-мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния в XII-XVII веках на-се-ле-ние круп-ных вот-чин час-то по-лу-ча-ло ос-во-бо-ж-де-ние от Дани по жа-ло-ван-ным гра-мо-там ве-ли-ких и удель-ных кня-зей, с 1547 года - ца-рей. Ино-гда сбор Дани и других пря-мых на-ло-гов от-да-вал-ся в ру-ки са-мо-го зем-ле-вла-дель-ца, ко-то-рый вно-сил пла-тёж в кня-же-скую каз-ну «об-ро-ком». Ка-ж-дый пра-вя-щий князь (ве-ли-кий или удель-ный) имел пра-во сбо-ра Дани со сво-их под-дан-ных. При этом её раз-ме-ры варь-и-ро-ва-лись по кня-же-ст-вам.

Осо-бой раз-но-вид-но-стью Дани в XIII-XV веках яв-лял-ся на-лог в поль-зу ха-нов Зо-ло-той Ор-ды - «вы-ход». В середине XIII - начале XIV веков его сбор осу-ще-ст-в-лял-ся бас-ка-ка-ми, но уже с по-след-ней тре-ти XIII века эта функ-ция по-сте-пен-но пе-ре-хо-ди-ла к великим князь-ям вла-ди-мир-ским, ко-то-рые ста-ли не-сти от-вет-ст-вен-ность за его уп-ла-ту. Дань, со-б-ран-ная с уде-лов, пе-ре-да-ва-лась великому кня-зю. Раз-мер «вы-хо-да», ус-та-нов-лен-ный для московских великих кня-зей, в конце XIV века со-став-лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре-ти XV века - 7 тысяч рублей, в начале XVI века - 1 тысяча рублей. Наи-бо-лее ве-ро-ят-ный максимальный раз-мер «вы-хо-да» с «со-хи» рав-нял-ся пол-ти-не (100 де-нег). По-ла-га-ют, что Дань в Ор-ду до-став-ля-лась один раз в 7-8 лет. При ос-лаб-ле-нии вла-сти Ор-ды великий князь мог со-хра-нить со-б-ран-ную дань за со-бой, од-на-ко в этом слу-чае он дол-жен был по-де-лить-ся с удель-ны-ми князь-я-ми.

В XV-XVI веках Дань вхо-ди-ла в чис-ло обя-зательных на-ло-гов со всех ка-те-го-рий тяг-ло-го на-се-ле-ния, не поль-зо-вав-ших-ся по-дат-ным им-му-ни-те-том. В XVI веке сбо-ром Дани на-ря-ду с «дан-щи-ка-ми» (а обыч-но вме-сто них) ве-да-ли го-ро-до-вые при-каз-чи-ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан-ны-ми день-га-ми» или «чет-верт-ны-ми до-хо-да-ми» на-зы-ва-ли со-во-куп-ность пла-те-жей [Дань, на-ме-ст-ни-чий корм, день-ги за го-ро-до-вое, за-сеч-ное, а так-же и ям-чуж-ное (из-го-тов-ле-ние се-лит-ры) де-ла], по-сту-пав-ших в фи-нан-со-вые при-ка-зы (чет-вер-ти). Двор-цо-вые кре-сть-я-не пла-ти-ли «дан-ные день-ги» в за-ви-си-мо-сти от ме-ст-ных ус-ло-вий в раз-ме-ре от 30 до 70 рублей с «со-хи» («со-ха» в это вре-мя из-ме-ря-лась ко-ли-че-ст-вом зем-ли); чер-но-сош-ные - 48-200 руб.; по-сад-ские лю-ди - 30-58 руб. в рай-онах слу-жи-ло-го зем-ле-вла-де-ния, а на чёр-ных зем-лях - как чер-но-сош-ные кре-сть-я-не. «Дан-ные день-ги» от-ме-не-ны в 1679 году по-сле объ-е-ди-не-ния важ-ней-ших пря-мых на-ло-гов в один - «стре-лец-кие день-ги ».

С XV-XVI веках в По-вол-жье, с XVII века в Си-би-ри с при-сое-ди-нён-ных на-ро-дов, за-ни-мав-ших-ся охот-ничь-им про-мыс-лом, взи-мал-ся ясак.

В XV-XVII веках ми-тро-по-лит (с 1589 года пат-ри-арх), ар-хи-епи-ско-пы и епи-ско-пы взи-ма-ли осо-бую цер-ков-ную Дань с при-чтов церк-вей, на-хо-див-ших-ся в пре-де-лах под-ве-дом-ст-вен-ной ие-рар-ху епар-хии. Эта Дань мог-ла взи-мать-ся в два приё-ма - зи-мой (ро-ж-де-ст-вен-ская) и ле-том (пет-ров-ская). Отдельные церк-ви ос-во-бо-ж-да-лись от Дани в жа-ло-ван-ных гра-мо-тах ие-рар-хов.