Будьте всегда в настроении. Как выглядит билет

Одной из самых сложных и уважаемых профессий среди военных является профессия моряка-подводника. Представители указанной профессии относятся к элите среди военнослужащих, и по праву отмечают свой профессиональный праздник 19 марта.

Немножко истории

Флот подлодок у России появился всего каких-то сто лет назад, а именно в 1906 году российский император Николай Второй подписал соответствующий указ о вводе состав российского флота нового класса боевых кораблей — субмарин. Тем самым Российская империя одной из первых обзавелась собственным подводным флотом. Правда на балансе флота подлодки появились чуть раньше и принимали участие в русско-японской войне 1905 года, хотя ничем особым они там себя не проявили.

Считает, что Российская империя познакомилась с подлодками еще раньше, во времена Петра Первого. К нему в 1718 году обратился корабельный мастер по имени Никонов Ефим Прокофьевич. Мастер подал челобитную, так в те времена называли обращение к власть имущим, с предложением построить «потаенное судно». Царь дал добро, и судно было построено и даже спущено на воду. Только вот спуск не удался, деревянная субмарина получила пробоину и сразу же затонула. Мастер пытался довести до ума свое детище, но к этому времени Петра Великого не стало, а другим императорам до «потаенного судна» дело не было.

Через сто лет (1834 г.) российский генерал-адъютант Шильдер Карл Андреевич построил первую в мире подлодку из металла. Она даже имела вооружение – выдвигающуюся из корпуса шест, с расположенной на конце миной, заряд которой составлял 16 кг пороха. По тем временам это была передовая идея, но правительству проект не понравился и финансирования не последовало.

Руководство российского флота серьезно начало относиться к подлодкам только к концу девятнадцатого века. В 1878 году Джевецкий Степан Карлович представил на суд министерства одноместную подлодку, а еще через год уже четырехместную. Причем последняя приводилась в движение силами экипажа – матросы при помощи ножных педалей приводили в движение винт.

Самое интересное, что данный проект заинтересовал военное руководство страны и изобретателю заказали пятьдесят аналогичных субмарин, которые потом были распределены по морским крепостям.

В истории нет упоминания об их реальном применении, ведь на них служить не шли. Моряки в открытую называли их душегубками. К тому же конструктор не смог полностью устранить течь, воду приходилось постоянно откачивать силами экипажа. Тот же изобретатель в 1885 году сконструировал первую в мире подлодку с электродвигателем.

Настоящая история российского подводного флота связана с именем Бубнова Ивана Григорьевича. Именно ему принадлежит проект подлодки «Дельфин» — лодка имела скорость 10 узлов и дальность хода до 240 миль.

На начало первой мировой Россия обладала эскадрой из 58 субмарин, принявших активное участие в военных действиях на Балтике, в северном море и даже в Атлантике.

Сейчас на вооружении российского флота находятся уже атомные подлодки, которые под водой двигаются при помощи энергии атомного реактора. Присутствуют дизель-электрические субмарины, а также ракетные подводные крейсера. Российский подводный флот является одним из сильнейших в мире, и по праву считается предметом гордости государства.

Служба в войсках подводного флота требует отличного здоровья и прекрасной физической формы. Для работы на подлодке моряк должен обладать высочайшей квалификацией и иметь должно образование. Престиж этой профессии трудно переоценить.

Как проходит праздник

В свой профессиональный праздник моряки-подводники получают поздравления от первых лиц страны, от главнокомандующего ВМФ. Вручаются награды, очередные и внеочередные звания, грамоты, благодарности и ценные подарки. Для действующего состава и ветеранов организуются праздничные концерты.

В Сестрорецке расположен храм святых апостолов Петра и Павла, в нем в тот день по традиции проводится молебен о здравии моряков-подводников, у расположенной здесь же Стены памяти проводится митинг.

Как уже указывалось, первой войной, где приняли участие подлодки, была война между Россией и Японией в 1904-1905 гг. на Тихом океане. Правда, подлодки в сражениях активного участия не принимали.

Американцы в 1954 году спустили на воду первый в мире атомоход.

Рекорд погружения принадлежит советскому флоту, субмарина «Комсомолец» серии К-278 погрузилась на глубину 1027 метров. С тех пор не одна подлодка не опускалась на такую глубину. Для покорения морских глубин используются батискафы.

Советскому флоту принадлежит и другой рекорд – самая большая в мире подлодка находилась в составе советского флота – это «Акула» проекта 941. Ее водоизмещение составляет 23200 тонн в надводном положении, в подводном – 48 000 тонн.

Нет профессии почетнее, чем родину защищать. Это в полной мере относится к морякам-подводникам, которые и в эту самую минуту берегут покой граждан и защищают наше отечество. В свободном доступе нет данных о количестве моряков-подводников в нашей стране, но всех их мы вспоминаем и благодарим в День моряка-подводника. Нетрудно догадаться, что это профессиональный праздник мужественных, стойких военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Какого числа отмечается

День моряка-подводника в России отмечается ежегодно 19 марта, согласно приказу главнокомандующего Военно-Морским флотом России адмирала флота Ф.Н. Громова №253. Боевое дежурство по защите наших границ и мониторинга ситуации на просторах Мирового океана подводные лодки несут круглосуточно и каждодневно. ВМФ России является ключевым звеном обороны страны, и многие солдаты принимают поздравления с Днем моряка непосредственно в местах несения боевого дежурства.

Кто празднует

Военнослужащие и гражданский персонал ВМС РФ являются главными героями праздника. Ежегодно для них организуются торжественные мероприятия. Достойнейшие из многих получают благодарности, памятные подарки от руководства, государственные награды. День моряка-подводника 2014 года не стал исключением.

Немного о профессии

Моряк-подводник - это не профессия, а призвание, крик души. Не каждый человек способен находиться в замкнутом пространстве под огромной толщей воды длительное время. Для этого необходимо, прежде всего, желание, здоровье, выдержка, профессиональная подготовка. Современные подводные лодки - это высокотехнологичные комплексы с передовым и суперсовременным вооружением и, соответственно, обслуживаться такая техника должна профессионалами с большой буквы. Все члены команды подводной лодки должны уметь действовать как один слаженный механизм, и ошибка одного может стоить жизни многим. На моряках-подводниках лежит колоссальная ответственность, поэтому им желают, чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий.

Предыстория праздника

Именно Николай II в 1906 году своим указом впервые не только юридически оформил появление в России нового класса кораблей военного флота - подводные лодки, но и фактически создал их небольшую группировку в количестве 10 штук. Первая российская подводная лодка «Дельфин» была спущена на воду на Балтийских верфях в 1904 году. Для того времени это было великое достижение, которое очень пригодилось в будущих мировых войнах. В советское время в связи с развитием ядерной энергетики на подводные лодки начинают устанавливать ядерные энергетические установки, тем самым появляются атомные подводные лодки. Сегодняшняя праздничная дата - День моряка-подводника была установлена в 1996 году Главнокомандующим МВФ. По состоянию на 18 апреля 2014 года на вооружении России находится 70 подводных лодок различных видов, которые ежесекундно свято охраняют наше отечество.

Вот уже более 100 лет 19 марта - День подводника на территории России. Однако среди населения, живущего вдали от моря, об этом празднике известно мало. Многие даже не догадываются, какого числа День подводника. Традициям и истории этого праздника и будет посвящена данная статья.

История праздника

Чтобы понять уникальность празднования Дня подводника, окунемся немного в историю создания флота России.

Самый первый образец русской подводной лодки внешне очень напоминала винную бочку. Создана она была в первой четверти 18 века и носила название "Потаенное судно". Глядя на памятник первой подводной лодке, расположенный в Сестрорецке, трудно представить то, как она могла выполнять свои функции.

Первый опытный образец подводной лодки появился весной 1721 года на верфи в Санкт-Петербурге и имел скромные размеры. В качестве двигателя выступали весла и рассчитана первая модель была на экипаж из четырех человек. Испытания судна прошли неудачно, но Петр Первый приказал начать полномасштабное строительство подлодки. С 1721 по 1727 г. была построена полноценная модель, но все ее испытания не увенчались успехом.

После смерти великого реформатора Петра, об идее создания подводной лодки забыли почти на сто лет. В результате в Российской империи первая действующая субмарина появилась только в 1866 году.

В 1906 году Николай II своим указом ввел подводные лодки в состав военного флота. Этот указ был подписан 19 марта. Именно с этого года 19 марта официально утвержден Днем подводника.

Сегодня это праздник для всех, кто связан с подводным флотом, а особенно для военнослужащих сил ВМФ России, имеющих или имевших отношение к подлодкам.

Традиции праздника

Традиционно в День подводника России происходит вручение грамот и наград морякам-подводникам, присвоение очередных и внеочередных военных званий за особые заслуги, встречи с ветеранами. Организуются праздничные концерты и мероприятия. В морских училищах проходят торжественные парады и возложения венков к мемориалам моряков-героев. Обязательным является поздравление Главнокомандующего ВМФ представителям этой нелегкой службы.


Обязательно поздравьте своих близких даже в том случае, если они уже давно не имеют отношения к подводному флоту. Годы, проведенные на подлодке, не забываются. Это поистине героический труд, предназначенный не для каждого.

Суеверия и приметы подводников

Романтическая и такая опасная служба на подводной лодке не обходится без своих примет и традиций.

Так, например, при первом выходе на подлодке в море все новички должны выдержать специальный обряд посвящения. Самые популярные – "плафон воды" и «поцелуй кувалды». Первый обряд состоит в том, что в плафон из каюты наливают воду прямо из-за борта, и ее нужно выпить. Вода имеет жуткий вкус. Но, поскольку, главное правило субмарины - не спорить, все выполняют обряд безоговорочно. "Поцелуй кувалды" заключается в том, что подвешенную кувалду нужно поцеловать когда качается судно.

Подводники строго соблюдают и некоторые суеверия:

  • не бриться перед погружением;
  • выход в пятницу 13 должен быть перенесен под любым предлогом;
  • считается, что чаще всего несчастья случаются с субмаринами под номерами, оканчивающимися на цифру 9.

Причем ко всем приметам и нелепым обычаям они относятся очень серьезно. И если задуматься, то понятно почему, ведь море не прощает пренебрежительного отношения к себе.

Морская слава России

На сегодняшний день подводный флот является важнейшим инструментом, служащим безопасности нашего государства, это своеобразный ядерный щит. Не удивительно, что столь сложная служба подводника очень почетна. Хотя, всего чуть более века назад он только зародился. Именно в честь истоков и была выбрана дата 19 марта для чествования Дня моряка-подводника.


С тех пор на счету у моряков-подводников накопилось немало боевых подвигов. Во время военных действий подводные лодки подрывались на минах, были уничтожены противниками вместе с экипажем, а экипажи советских подлодок подрывали свои субмарины, чтобы не попасть в руки к противнику. Много подвигов моряки-подводники совершили и в мирное время.

Героям, чьи имена быстро стираются временем, посвящено большое число советских и российских фильмов. Среди них самые популярны "К-19", "72 метра", "Секретный фарватер", «Командир счастливой "Щуки"» и многие другие. Именно просмотр таких картин поможет простому обывателю по достоинству оценить тяжелый труд моряка-подводника.

Служба для настоящих мужчин

Профессия подводника направлена на охрану безопасности границ Российской Федерации. Следовательно, подводники ведут разведывательную деятельность, в случае необходимости применяют оружие по приказу высшего руководства. Служба на подводной лодке обязывает моряков быть здоровыми, выносливыми, не бояться замкнутого пространства, способными беспрекословно соблюдать устав и придерживаться субординации.


Обычно каждая подводная лодка имеет по 2 экипажа. Когда один в море, другой экипаж отдыхает, потом они меняются. Вахты подводников, в зависимости от поставленных задач, длятся в среднем от 50 до 90 дней. Подводники часто плавают подо льдами Северного океана, так как это позволяет подлодке скрыться от спутников. В чистой воде видимость для спутника достигает примерно 100 метров. Всплытие обычно предусматривается раз в сутки для проведения радиосвязи.

Быт подводников во время вахты проходит строго по режиму: завтрак, обед, ужин, служба на посту, личное время, отдых. Часть команды находится на отдыхе, другая на посту, смена в строго положенное время. Из доступных развлечений на борту есть шахматы, шашки и домино.

Современные подлодки на службе безопасности России


Самый современный тип военных подлодок поступил на вооружение во флот совсем недавно, в 2013 году. Судно носит название "Ясень" и оснащено самым современным оборудованием. В 2020 году, согласно распоряжению министра обороны, планируется расширить состав подводных лодок новыми субмаринами.

Как поздравить моряка-подводника

Самый главный тост для подводника, чтобы количество погружений совпадало с количеством всплытий.

Поздравить с Днем подводника 19 числа близкого человека можно небольшим сувениром. Самым лучшим подарком подводнику будет оберег. Лучшими оберегами для моряков считаются различные безделушки из камней. Камни должны обязательно относиться к морской стихии. Самые доступные и распространенные - это аквамарин, малахит, горный хрусталь, янтарь. Каждый из них обладает уникальными свойствами, поэтому им присваивают магические свойства.

Но самым сильным оберегом считается изделие, включающее сразу несколько видов камней. Очень популярны среди моряков и металлические обереги в форме топориков, якорей и в форме различных реальных и вымышленных морских обитателей. Так, топорик символизирует защиту от шторма и нападения пиратов, якорь считается оберегом от рифов. Обладая талисманом в виде морского существа, моряки получают его покровительство.

Как стать подводником

Профессия моряка-подводника требует наличия определенных знаний и навыков.


Поэтому всем мечтающим о морских глубинах необходимо оканчивать специальные учебные заведения. Для поступления и последующей работы на судне все претенденты проходят строгий медицинский отбор.

В России существуют специальные учебные заведения, где дают отличные знания, необходимые практические навыки и перспективу устройства на работу. Подводником можно стать после учебы в Санкт-Петербургском военно-морском институте.

19 марта 2018 года отмечается 112 годовщина со дня создания в России Подводных сил Военно-Морского Флота. За эти годы Подводные силы ВМФ показали свою эффективности и надежность при решении задач обороны нашего государства.В этот день проходят торжественные мероприятия на всех флотах Военно-Морского Флота России, встречи с ветеранами-подводниками в военно-морских образовательных учреждениях.Накануне подводников поздравил Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Владимир Королёв. Телеграмма Главкома ВМФ была направлена в соединения атомных и неатомных подводных лодок, а также была адресована тем, кто посвятил свою жизнь службе в Подводных силах Военно-Морского Флота.19 марта 1906 года в соответствии с Указом императора Николая II подводные корабли, были выделены в отдельный класс – подводные лодки. В том же году Государственным Советом было утверждено положение о создании отряда подводного плавания. Первыми звания «офицер подводного плавания» приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подводные лодки в вооруженной борьбе на море.Справочно:В 1904-1905 гг. во время русско-японской войны, во Владивостоке был сформирован отряд подводных лодок. Этот отряд под командованием лейтенанта А.В. Плотто боевых столкновений с противником не имел. Тем не менее, получив известие о том, что на подступах к заливу Петра Великого несут дозор русские подводные лодки, японские адмиралы решили воздержаться от ударов по Владивостоку с моря.На Балтийском флоте первое соединение – бригада подводных лодок – было сформировано в 1911 году и базировалось в городе Либава (Лиепая).После выделения подводных лодок в самостоятельный класс боевых кораблей подводные силы получили значительный импульс для своего развития. К началу первой мировой войны это был уже сложившийся род сил, способный решать разнообразные задачи. К сожалению, наша история во второй половине минувшего столетия повернулась так, что мы редко вспоминали о действиях флота в первую мировую войну. Теперь этот пробел восполняется. Главное командование ВМФ считает справедливым, чтобы рядом с именами подводников, покрывших себя славой в годы Великой Отечественной, стояли имена командиров «Волка», «Тюленя», подводного минного заградителя «Краб».Великая Отечественная война навсегда останется одним из главных событий российской истории. Свой вклад в победу над врагом внесли все рода сил ВМФ, а подводные силы – один из самых существенных. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпед, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.В средине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание Соединенными Штатами Америки подводной лодки с атомной энергетической установкой в Советском Союзе были развернуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Российские ученые и конструкторы справились с этой сложной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подводной лодки, а также за 6 лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Это великое событие в истории нашей страны. Россия стала одной из немногих мировых держав способных строить и эксплуатировать атомные подводные лодки. Навеки в летопись ВМФ России вошли имена руководителей проекта - академика Анатолия Петровича Александрова, главного конструктора лодки Владимира Николаевича Перегудова и конструктора ядерного реактора Николая Антоновича Доллежаля.К 1961 году Советский Союз уже имел 9 атомных лодок – 4 ракетных и 5 торпедных. Всего за время существования в СССР было построено более 250 атомных подводных лодок различных классов.В 1965 году на учении Северного флота в море было развернуто 48 подводных лодок, на учении “Океан-80” в Атлантике действовали более 50 подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения. 60 лет прошло с тех пор, а Россия по-прежнему является лидером в этом направлении, одной из немногих стран обладающих способностью осуществлять полный цикл строительства кораблей таких классов.Атомный подводный флот – это национальная гордость, он является существенным фактором сдерживания любых агрессивных устремлений с морских и океанских направлений.Определившись в самостоятельный класс кораблей, подводные лодки прошли длительный путь развития и в настоящее время составляют основу боевой мощи российского ВМФ,а ракетные подводные лодки стратегического назначения, всходящие в состав Морских стратегических ядерных сил, являются важнейшей составляющей стратегической триады, обеспечивающей военную безопасность Российской Федерации.Организационно подводные лодки входят в состав всех флотов. Наиболее мощными группировками подводных сил обладают Северный и Тихоокеанский флоты. Подводные силы с момента формирования в качестве самостоятельного рода сил ВМФ, всегда были на острие процессов сдерживания вероятных противников от агрессии с морских и океанских направлений.Подводные лодки - это главная ударная сила флота. Они обладают высокой мобильностью, скрытностью, способностью участвовать в решении оперативно-стратегических и стратегических задач.Для безусловного выполнения задач стратегического сдерживания в Военно-Морском Флоте проводится плановая работа по поддержанию группировки морских стратегических ядерных сил за счет строительства новых атомных ракетных крейсеров типа «Борей» с ракетным комплексом «Булава», а также обеспечения технической готовности ракетных подводных лодок стратегического назначения РПЛСН третьего поколения с ракетным комплексом «Синева».Сегодня, Главное командование ВМФ продолжает плановое развитие подводных лодок с высокоточными крылатыми ракетами морского базирования. Развитие этого оружия идет по пути возрастания их возможностей, а также точности поражения как морских, так и береговых целей. Завершено создание группировки из 6-ти подводных лодок проекта 636.3 на Черноморском флоте. Эти лодки уже прошли боевое крещение, успешно выполнив задачи в специальной операции в Сирии. Планируется, что аналогичная группировка будет создана и на восточных рубежах нашей Родины, на Тихоокеанском флоте. Наиболее эффективной по своему ударному потенциалу в ближайшей перспективе должна стать группировка атомных многоцелевых подводных лодок «Ясень» и «Ясень-М».В 2017 году продолжилось развитие атомной составляющей Подводных сил ВМФ и, в частности состава, ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, за счет строительства атомных подводных лодок проекта «Борей», а также многоцелевых АПЛ за счет строительства атомных подводных крейсеров проекта «Ясень». Спущены на воду многоцелевая АПЛ «Казань» (проекта «Ясень»), ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» (проекта «Борей – А»). В состав ВМФ приняты, выполняют задачи боевой службы и боевого дежурства крейсера «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В разной стадии строительства находятся другие корабли этой серии, которые составят полноценные группировки ракетных подводных лодок стратегического назначения РПЛСН на Северном и Тихоокеанском флотах уже в ближайшей перспективе. Начато строительство новейших дизель-электрических подводных лодок для Тихоокеанского флота. Продолжается строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 677 (типа «Лада») «Кронштадт» и «Великие Луки».В настоящее время, основные задачи подводными лодками выполняются в форме боевых служб в Мировом океане. Это боевое патрулирование ракетных подводных лодок стратегического назначения, действия многоцелевых подводных лодок по поиску подводных лодок и корабельных группировок условного противника, отработка задач по слежению за ними, а также выполнение океанографических исследований.За истекший год экипажами подводных лодок выполнено более 150 боевых упражнений с практическим применением ракетного, торпедного и минного оружия. В отработке этих упражнений принимали участие подводные лодки новых поколений, которыми оснащается Военно-Морской Флот.Немаловажна роль подводных лодок в Арктической зоне. Эта роль определяется, прежде всего, участием атомных подводных лодок в стратегическом сдерживании от развязывания агрессии против Российской Федерации на арктическом региональном направлении и в реализации национальной морской политики государства. Кроме задач патрулирования подводные лодки Военно-Морского Флота в Арктической зоне решают и другие, не менее важные задачи. К ним относятся исследования мирового океана, в том числе в интересах решения исключительно важного политического вопроса - в сборе доказательной базы по обоснованию исключительной экономической зоны Российской Федерации на континентальном шельфе в Арктике, проводят промеры глубин и исследование льда.За последние годы 60-летняя история Атомного подводного флота России получила дальнейшее развитие. Военно-Морской Флот возобновил межфлотские переходы подо льдами Арктики атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот. Это стало достойным продолженим традиций атомной составляющей Подводных сил и доказательство того, что отечественная школа подледного плавания в Арктических районах сохранилась полностью и обогащается новым опытом.С включением в состав Военно-Морского Флота подводных лодок новых проектов, оснащенных сложнейшими системами оружия и вооружения возросли требования к уровню подготовки подводников.В настоящее время в учебных центрах ВМФ ежегодно проходят подготовку свыше 30 экипажей подводных лодок различных проектов. Главным направлением деятельности учебных центров является подготовка командиров и корабельных боевых расчетов к боевому применению ракетного и торпедного оружия, овладение основами тактики морского боя, умением принимать быстрые и грамотные решения в любых условиях обстановки. Это основа успешного решения всех задач стоящих перед экипажами подводных лодок ВМФ.Наиболее наглядным показателем возросшего уровня профессиональной подготовки экипажей подводных лодок Военно-Морского Флота, считаю, является так называемая «наплаванность» – суммарное время нахождения всех подводных лодок в течение года в море. Для сравнения, еще пять лет назад этот показатель составлял 1105 суток, тогда как в 2017 году он был уже втрое больше – 3360 суток.С момента начала строительства подводных лодок нового поколения в Военно-Морском Флоте проводится работа по совершенствованию системы их базирования, обеспечивающей все требования к безопасной стоянке и эксплуатации в условиях военно-морских баз.За последние годы усилиями Минобороны России проведено обустройство основных гидротехнических сооружений причального фронта и несколько десятковобъектов береговой инфраструктуры пунктов базирования подводных лодокСеверного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов.К настоящему времени в целомзавершено строительство первоочередных объектов системы базирования атомных подводных лодок нового поколения на Севере (пос. Гаджиево) и на Тихом океане в Вилючинске. Оставшиеся объекты строительства, не оказывающие значительного влияния на безопасную стоянку и эксплуатацию подводных лодок, имеют высокую степень готовности и будут введены в эксплуатацию в самое ближайшее время.Главное командование ВМФ уверено в том, что существующие темпы строительства позволят в установленные сроки выполнить поручения Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Министра обороны РФ по созданию к 2020 году комплексной системы базирования подводных лодок нового поколения. (РПЛСН проекта 955, 955а «Борей» и 885 «Ясень»).Продолжаются работы по строительству основного пункта базирования «Геопорт» на Черноморском флоте в городе Новороссийск. Эти работы ведутся в рамках реализации Федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации».После завершения строительства в акватории Геопорта смогут базироваться более 60-ти единиц боевых и специальных кораблей, в том числе подводных лодок, судов обеспечения.Также, в настоящее время Военно-Морским Флотом проводится комплекс мероприятий по ремонту и модернизации различных проектов атомных и дизельных подводных лодок в рамках государственной программы вооружения на 2018-2027 годы. Данная программа в полной мере обеспечивает поддержание на заданном уровне технической готовности атомных и дизельных подводных лодок, а также повышение доли современных образцов вооружений в Военно-Морском Флоте.Судоремонтными предприятиями оборонно-промышленного комплекса с привлечением широкого круга кооперации проводятся сложнейшие с технологической точки зрения работы по ремонту и модернизации атомных и дизельных подводных лодок 2 и 3-го поколений. Это должно позволить поддерживать на заданном уровне состав группировок многоцелевых атомных подводных лодок, добиваться существенного улучшения их ударного потенциала в условиях длительного строительства серий подводных кораблей новых проектов. В текущем году спланировано завершение ремонтов, в том числе ремонтов с отдельными модернизационными работами, и передача в состав ВМФ трех атомных и одной дизельной подводных лодок.А к 2021 году Военно-Морской Флот получит от предприятий промышленности из ремонта с глубокой модернизацией головные подводные лодки проектов 971М и 949АМ. Глубокая модернизация позволяет получить корабли качественно нового облика с улучшенными, по сравнению с базовыми проектами, тактико-техническими характеристиками, с расширенной номенклатурой оружия. Параллельно со строительством подводных лодок новых поколений развивается система поисково-спасательного обеспечения действий Подводных сил ВМФ России. Задача по оказанию помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте является приоритетной задачей системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота, которая решается спасательными судами-носителями спасательных глубоководных аппаратов состоящими на вооружении каждого
из флотов.Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К.Шойгу 14 декабря 2014 г. утверждена Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота на период до 2025 года.Одним из основных направлений развития сил поисково-спасательного обеспечения является создание серий современных многофункциональных спасательных судов и катеров
при одновременном сокращении их существующего типоряда.В период с 2014 по 2017 годы в состав аварийно-спасательных отрядов флотов поступило несколько десятков современных спасательных судов, катеров и глубоководных аппаратов. С 2009 года прошли ремонтно-модернизационные работы, с продлением сроков службы на 15 лет, на всех спасательных глубоководных аппаратах.Доля оснащенности аварийно-спасательных отрядов флотов современными судами, катерами и глубоководными аппаратами к 2020 году составит более 70% от их общего количества. В декабре 2015 г. в состав Тихоокеанского флота принято спасательное судно нового поколения «Игорь Белоусов» со спасательным подводным аппаратом «АС-40», позволяющим осуществлять спасание личного состава аварийной подводной лодки во всем диапазоне рабочих глубин подводных лодок. Проведенные учения подтверждают заложенные конструктивные решения и технические характеристики спасательного судна «Игорь Белоусов», которое по своим возможностям превосходит аналогичные зарубежные спасательные суда подводных лодок. В настоящее время на судне проходит апробация отечественных методик отработки водолазов-глубоководников. Выполняемые мероприятия направлены на уточнение облика первого серийного спасательного судна такого класса, который станет продолжением развития проекта 21300. В соответствии с Программой кораблестроения до 2050 года, предусмотрено проектирование строительство судов, подобных по своим задачам «Игорю Белоусову». Для этого анализируется опыт использования спасателя«Игорь Белоусов», как головного судна.В целях обеспечения самостоятельного выхода подводников из отсеков аварийной подводной лодки специалистами промышленности совместно разработано и прошло испытания в лабораторных и морских условиях (осуществлено более 500 спусков) современное спасательное снаряжение подводника ССП-М позволяющее обеспечивать спасание с глубин до 220 метров методом свободного всплытия. В целях развития международного сотрудничества в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок специалистами Военно-Морского Флота ведется активная работа
по разработке межправительственных соглашений с рядом стран в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок.Главное командование ВМФ России продолжит работу по внедрению роботизированных систем в состав поисково-спасательных сил Военно-Морского Флота. Планируется, что в ближайшие 3 года в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ поступит свыше 40 роботизированных комплексов, позволяющих без риска для человека осуществлять обследование и оказание помощи аварийным кораблям и подводным лодкам. В настоящее время в составе поисково-спасательных сил ВМФ России уже эксплуатируется свыше 150 телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, способных выполнять задачи по обследованию аварийных объектов на глубине и оказанию помощи. Также, ведутся опытно-конструкторские работы по созданию новых поколений спуско-подъемных устройств для подводных аппаратов поисково-спасательного назначения.

Есть в России моряки,
Все они - здоровяки,
Под водой себе плывут,
Службу трудную несут.

Поздравляем с вашим днем,
Днем подводных моряков,
И желаем вам удачи,
Все легко решать задачи!

Чтоб служилось вам отлично,
Чтобы вас хвалили лично!
Будьте в форме, морячки,
Шлем вам чудо-поздравки!

Ты подводник и моряк,
Не забыть тебя никак,
Под водой ты где-то бродишь,
Только счастья не находишь.

Под водой кончай блуждать,
Пора, братец наш, всплывать,
Чтоб от нас принять стишок
И моряцкий поздравок!

Будь ты, братец наш, здоров,
Чтоб не звать нам докторов,
И в любви будь счастлив тоже,
В остальном тебе поможем!

Моряки-подводники - бравые ребята!
История флота подводного и велика, и богата.
Вы сделали очень многое
Во славу любимой Отчизны!
И вам сегодня желаем
Мы счастья и долгой жизни!
Чтоб были желанья все в силе,
Мы вам поздравок сочинили.

Мы желаем морякам,
(Под водою ходокам),
Чтоб у вас все было классно,
В личной жизни - распрекрасно!

Чтоб по дому не тужили,
Дружно на подлодке жили,
Чтобы письма получали,
За девчонками скучали!

Чтоб здоровье сохранилось,
Неприятности забылись,
Чтобы служба была впрок,
Наш сердечный - поздравок!

Флот есть где-то под водой,
Настоящий - боевой!
Моряки на флоте служат,
С техникой военной дружат!

А сегодня - в праздник ваш,
Принимай-ка, экипаж,
Поздравленья и подарки,
Праздник будет очень ярким!

Мы желаем вам любви
Аж до краешка земли!
Сочинили наш стишок,
Полный счастья - поздравок!

Под водою ты плывешь,
На подлодке ты живешь,
Служба очень нелегка
Заслужил ты поздравка!

В этот день тебя поздравим,
Пожелания оставим,
Чтоб за нами ты скучал,
К берегу скорей пристал!

Будь, солдатик, ты здоров,
Не имей себе врагов,
Будь любимым и люби,
Поздравок от нас прими!

С днем подводных моряков
Поздравляем мы дружков,
Под водой и над водой
Мы за вас всегда - горой!

Пусть дождутся вас невесты,
Чтобы свадебный оркестр
Вам играл до самой зорьки,
Чтоб кричали гости: «Горько!»

Чтоб здоровья было много,
Командир не очень строгий!
Вам наш маленький стишок,
И подводный - поздравок!

Гладь морскую покоряют,
И на волны вдохновляют,
Лодки крупные, лихие,
И подводники мирские.
Для их праздника созрел,
С буквами смешной листок,
Он желания воспел,
И назвался Поздравок!
Лишь бы трещин не бывало,
А в каютах мест хватало,
С курса лодка не сбивалась,
Деликатесом пополнялась.
Люк получше закрывайте,
Про друзей не забывайте,
На суше плавать тоже можно,
Бассейн подарят всевозможный!

Поздравок настоящим мужчинам,
Приятно дарить вдвойне,
Всплывайте скорее, ноги к вам,
Не пустят женской, на дне.

Ты на месте не сидишь,
Ты просторы бороздишь,
Охраняешь ты границу,
Словно красную девицу!

Смелый очень и отважный,
Под водой тебе не страшно!
Поздравляем, друг, тебя,
И желаем мы, любя:

Чтоб светило тебе солнце
Да в домашнее оконце,
Чтоб здоров ты был, дружок,
Принимай наш поздравок!