Азотная кислота и ее соли. Разработка урока по химии «Соляная кислота и ее соли
В зависимости от степени разбавления водой, т. е. от концентрации, физические свойства азотной кислоты будут различны.
Безводная свежеполученная азотная кислота - бесцветная, похожая на воду жидкость с едким запахом, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. При хранении под воздействием света или температуры азотная кислота частично разлагается с выделением оксида азота (IV) - бурого газа:
4HNO 3 = 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O
Из-за выделяющегося кислорода тлеющая лучинка над нагретой азотной кислотой вспыхивает. Бурый газ растворяется в кислоте и окрашивает ее в желтый цвет. Вещества, содержащие белок, при попадании на них концентрированной азотной кислоты окрашиваются в желтый цвет. Поэтому на коже рук азотная кислота оставляет желтые пятна. Чтобы этого избежать, следует работать с концентрированной азотной кислотой в резиновых перчатках.
Азотная кислота относится к сильным неорганическим кислотам. Поэтому для нее характерны все общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями. Но азотная кислота - еще очень сильный окислитель, поэтому по-особому реагирует с металлами.
Характер взаимодействия азотной кислоты с металлами достаточно сложен. Эти окислительно-восстановительные реакции не относятся к типу замещения, и состав продуктов таких реакций очень разнообразен. Причем, азотная кислота, даже разбавленная, способна взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду активности правее водорода.
Только золото, платина, осмий, иридий и тантал не взаимодействуют с азотной кислотой ни при каких условиях.
Некоторые активные металлы, например алюминий, не реагируют с азотной кислотой из-за плотной оксидной пленки, образующейся на поверхности металла. Для того чтобы показать активность алюминия, опустим алюминиевую проволоку в раствор соляной кислоты. Алюминий энергично взаимодействует с соляной кислотой с выделением водорода.
2Al + 6HCl = 3H 2 + 2AlCl 3
Затем эту же проволоку опускаем в концентрированную азотную кислоту. Тотчас же на поверхности алюминия образуется тончайшая оксидная пленка, которая препятствует взаимодействию металла с кислотой.
В большинстве реакций концентрированной азотной кислоты с металлами продуктом восстановления азотной кислоты будет оксид азота (IV). Например, при взаимодействии железа с концентрированной азотной кислотой при нагревании образуются нитрат железа (III), оксид азота (IV) и вода:
Fe + 6HNO 3 (конц.) = Fe(NO 3) 3 + 3NO 2 + 3H 2 O
Коэффициенты в подобных реакциях расставляют с помощью метода электронного баланса.
Проведем эксперимент. Пронаблюдаем, как реагирует разбавленная и концентрированная азотная кислота с металлами. Приготовим две пробирки с раствором азотной кислоты. Положим в первую цинк, во вторую - медь.
Цинк реагирует с сильно разбавленной азотной кислотой с выделением аммиака.
4Zn + 9HNO 3 = NH 3 + 4Zn(NO 3) 2 + 3H 2 O
Влажная лакмусовая бумажка синеет у горлышка пробирки, указывая на присутствие аммиака. Медь реагирует с раствором азотной кислоты с выделением монооксида азота.
3Cu + 8HNO 3 = NO + 3Cu(NO 3) 2 + 4H 2 O
Концентрированная азотная кислота - еще более сильный окислитель. В пробирки с концентрированной азотной кислотой поместим цинк и медь. Цинк и медь бурно реагируют с концентрированной азотной кислотой с образованием растворимых солей и выделением бурого газа - диоксида азота (рис. 1).
Zn + 4HNO 3 = 2NO 2 + 2H 2 O + Zn(NO 3) 2
Cu + 4HNO 3 = 2NO 2 + 2H 2 O + Cu(NO 3) 2
Рис. 1. Взаимодействие меди (слева) и цинка (справа) с концентрированной азотной кислотой
При взаимодействии с большинством металлов концентрированная азотная кислота восстанавливается до диоксида азота.
Соли азотной кислоты называются нитратами. Кроме того, соли азотной кислоты со щелочными металлами, кальцием и ионом аммония называются селитрами. Например, NH 4 NO 3 - аммиачная селитра.
Все нитраты хорошо растворимы в воде и термически неустойчивы. Все они разлагаются при нагревании с выделением кислорода. Причем, в зависимости от катиона, продукты разложения могут различаться.
При термическом разложении нитрата калия преимущественно образуются нитрит калия и кислород:
2KNO 3 = 2KNO 2 + O 2
При термолизе нитрата меди (II) образуются оксид меди (II), диоксид азота и кислород:
2Cu(NO 3) 2 = 2CuO + 4NO 2 + O 2
Азотная кислота - многотоннажный продукт химической промышленности. Она находит широкое применение для получения красителей, взрывчатых веществ, азотных удобрений и лекарств.
В лабораторной практике азотная кислота и особенно ее смесь с соляной (так называемая царская водка) используются для перевода в растворимое состояние металлов, не растворимых в других кислотах.
Список литературы
- Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§ 37)
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013. (§ 24)
- Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) ().
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().
Домашнее задание
- с. 160 №№ 5, 7 из учебника П.А. Оржековского «Химия: 9-й класс» / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013.
Республика Крым
Белогорский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Литвиненковская средняя школа»
Урок химии в 9 классе
Тема: Соляная кислота и ее соли
Урок ориентирован на учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014 г.
Учитель Рыженкова В.В.
Литвиненково 2016
Цели урока.
Обучающая цель : обобщить знания о свойствах кислот на примере соляной кислоты, изучить специфические свойства соляной кислоты и ее солей; рассмотреть получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности, значение соляной кислоты и ее солей.
Развивающая цель : развивать умение анализировать информацию, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; развивать навыки решения расчетных задач по химии, составления уравнений химических реакций в молекулярном, ионном виде, навыки экспериментальной работы.
Воспитательная цель : воспитывать культуру здоровья; ответственное отношение к предмету.
Оборудование : компьютер, ноутбуки, проектор, лабораторный штатив, демонстрационные пробирки, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, Ряд активности металлов, таблица растворимости кислот, солей и оснований.
Реактивы : вода, соляная кислота, растворы хлорида натрия, сульфата натрия, азотной кислоты, нитрата серебра, раствор лакмуса.
Базовые понятия и термины : длина связи, полярность связи, электролиты, диссоциация, кислоты, соли, окислитель, восстановитель, качественная реакция.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы обучения : словесные, наглядные, частично – поисковые, интерактивные («Мозговой штурм», «Работа в группах»), метод мотивации обучения, метод тестового контроля.
Структура урока
I .Организационный этап - 2 мин
II .Актуализация опорных знаний- 5 мин
III .Изучение нового материала -25 мин
1.Изучение физических свойств соляной кислоты (первая группа)
2.Получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности (вторая группа)
3.Химические свойства соляной кислоты общие для всех кислот (третья группа)
4. Специфические свойства соляной кислоты и ее солей (четвертая группа)
5.Значение и применение соляной кислоты и ее солей (пятая группа)
IV .Закрепление знаний и умений – 10 мин
V .Домашнее задание – 2 мин
VI .Подведение итогов урока – 1 мин
Ход урока
I .Организационный этап
Приветствие. Диагностика эмоционального состояния учащихся. Интерактивная технология «Смайлик». На полях рабочей тетради нарисовать смайлик отражающий свое эмоциональное состояние. В случае, когда большинство учащихся имеют плохое эмоциональное самочувствие, следует поговорить с ребятами, пытаясь изменить их настроение и настроить их на работу.
Сообщение темы и цели урока (слайд 1).
Объяснение учителя как работать с карточками «Рейтинг ученика на уроке» для самооценки знаний (Приложение №1)
II .Актуализация опорных знаний
Эвристическая беседа
1.Как изменяется радиус атома у элементов VII-А группы в пределах группы сверху вниз?
2.Назовите формулы летучих водородных соединений элементов VII-А группы.
3. Что собой представляют водные растворы летучих водородных соединений элементов VII-А группы? (Кислоты)
4.Являются ли эти кислоты электролитами и почему?
5. Как изменяется сила галогеноводородных кислот как электролитов в ряду
HF → HCl → HBr → HI ? (Усиливаются кислотные свойства, так как возрастает длина связи). Слайд 2
6.Какие правила техники безопасности мы должны знать при работе с кислотами? (Инструктаж по ТБ: соляная кислота при неосторожном обращении может стать причиной химического ожога)
Мотивация
Учитель говорит что программой предусмотрено изучение свойств соляной кислоты.
Постановка проблемного вопроса: «Почему из всех галогеноводородных кислот мы изучаем соляную кислоту?»
Предполагаемые ответы учеников:
Менее опасное вещество;
Более доступное;
Имеет большее значение для человека.
Связь с биологией. Вспомнить биологическую роль соляной кислоты (биология 8 класс). Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток кислоты приводит к нарушению пищеварения. Избыток кислоты (повышенная кислотность) вызывает изжогу, разъедает стенки пищевода и желудка.
Учитель рассказывает о вреде самолечения, например употребления «шипучки» (раствора соды) от изжоги. Опыт: Взаимодействие соды и альмагеля с кислотой.
В медицине 0,3-0,5% раствор соляной кислоты с ферментом пепсином назначают пациентам с недостаточной кислотностью.
III . Изучение нового материала
Учебная деятельность организовывается по интерактивной технологии коллективно – группового обучения «Работа в парах».
Учитель предлагает ребятам самостоятельно объединиться в пять исследовательских групп. Задача групп – овладеть знаниями на уровне, необходимом для обмена этой информацией с другими. Время на выполнение – семь минут. Каждая группа докладывает свою часть информации в течение 3-4 мин.
Задания для работы в группах
I
группа
: Определите в какой из двух выданных вам пробирок находится соляная кислота, а в какой вода. Опишите физические свойства разбавленной и концентрированной соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с.56.
II
группа
: прочитайте статью учебника (с.56, рис.13) и изучите способы получения соляной кислоты в лаборатории и в промышленности. Составьте уравнения соответствующих реакций. Какой объём водорода потребуется для получения 10 литров хлороводорода.
III группа : исследуйте химические свойства кислот на примере соляной кислоты. Выполните упр.2 на стр.58 учебника. Составьте схему, отражающую химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами
IV группа : Изучите специфические свойства соляной кислоты и ее солей
а) взаимодействие соляной кислоты и ее солей с нитратом серебра(I )-качественная реакция на хлорид – ионы. Изучите материал учебника страница 57, таблица 9 «Специфические свойства соляной кислоты» и раздел ! Важная информация стр.57. Проведите лабораторный опыт «Распознавание соляной кислоты и ее солей», составьте уравнения соответствующих химических реакций и опишите признаки реакций. На основании наблюдений сделайте вывод. Воспользуйтесь Инструкцией по проведению опыта. (Приложение№2) или стр.60 учебника.
б) взаимодействие с окислителями. Изучите материал учебника на стр.57 таблица 9.Составьте уравнение окислительно – восстановительной реакции с помощью метода электронного баланса, пользуясь алгоритмом, приведенным в параграфе 1 на стр.6. K 2 Cr 2 O 7 + HCl → Cl 2 + CrCl 3 +…+…
V группа : Изучите применение соляной кислоты и ее солей. Подготовьте презентацию. Слайды 3-4.
Предполагаемые ответы учеников.
I группа : Распознаём соляную кислоту универсальной индикаторной бумажкой. В пробирке с кислотой она розовая, значит в растворе соляной кислоты есть катионы водорода – Н + , что характерно для всех кислот.
Учитель : Соляная кислота – сильный электролит. Степень её диссоциации в разбавленных растворах достигает 90%. Уравнение диссоциации НСl→ Н + +Сl - (хлорид –ион).Соли – хлориды.
Ученики: Хлороводородная кислота – это бесцветная, летучая жидкость.Техническая кислота желтого цвета из-за примесей хлора или железа. При температуре 20 0 С можно получить соляную кислоту с массовой долей хлороводорода 37-38%. При 0 0 С в 1 объёме воды растворяется 507 объемов HCl, это соответствует концентрации 45%. Во влажном воздухе концентрированная соляная кислота сильно «дымит», т.к. из неё выделяется хлороводород. Ощущается резкий запах.
II группа : В лаборатории соляную кислоту получают при взаимодействии поваренной соли с концентрированной серной кислотой(2:1)
NaCl (крист.)+ H 2 SO 4 (конц.)= NaHSO 4 + HCl при температуре 150 0 С
избыток гидросульфат
натрия
Получение соляной кислоты таким способом разработали еще алхимики.
При избытке соли и температуре 550 0 С:
2NaCl+H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +2HCl
Объяснение по рисунку 13 страница 56 или закладка в интернете (видео опыты). Слайды 8-9.
Получение в промышленности: сжигание водорода в хлоре и растворение продукта реакции в воде.
H 2 + Cl 2 =2 HCl
1л Н 2 ____ 2лНСl Х=5л (Н 2 )
ХлН 2 -10лНСl
III группа :
С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота? Составьте уравнения соответствующих реакций, одно из них распишите в ионном виде.
HCl
Zn Cu Al CaO SiO 2 Fe 2 O 3 NaOH Al(OH) 3 Fe 2 (SO 4 ) 3 CaCO 3 Fe(NO 3 ) 3
1.Zn+HCl= ZnCl 2 +H 2
2. Al+6HCl=2AlCl 3 + 3H 2
3. CaO+2HCl=CaCl 2 +H 2 O
4. Fe 2 O 3 +6 HCl=2FeCl 3 +3H 2 O
5. NaOH + HCl=NaCl+H 2 O
6. Al (OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O
7. CaCO 3 +2HCl=CaCl 2 +CO 2 +H 2 O
Ученики обобщают материал в виде схемы или таблицы (слайд 5). Вывод: соляная кислота проявляет химические свойства, типичные классу кислот.
IV группа
а) Ученики рассказывают о результатах опыта, записывают уравнения химических реакций. Взаимодействие с нитратом серебра (нитрат серебра – реактив на соляную кислоту и ёё соли); в трёх пробирках наблюдали образование белого творожистого осадка, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах:
HCl+AgNO 3 =AgCl↓+HNO 3
NaCl+AgNO 3 = AgCl↓+NaNO 3
CaCl 2 +2 AgNO 3 =2 AgCl↓+Ca(NO 3 ) 2
Формулируют вывод: взаимодействие соляной кислоты и ёё солей с нитратом серебра(I) – качественная реакция на хлорид – ионы:
Ag + + Cl - = AgCl ↓
Учитель: распознать другие галогениды (бромиды, иодиды) , можно также с помощью катионов серебра (Приложение 2 «Определение ионов», стр.202-203 учебника).
Видео опыт « Распознавание галогенидов» (находят по закладке в интернете).
б) взаимодействие с окислителями
K 2 Cr 2 O 7 +14 HCl =3 Cl 2 +2 CrCl 3 +2 KCl +7 H 2 O
Cr +6 +3 e → Cr +3 2 восстановление, окислитель
2 Cl - 2 e → Cl 2 0 3 окисление, восстановитель
V группа : Соляную кислоту применяют для получения хлоридов, водорода; в кожевельной промышленности для обработки кожи; в медицине; при гидролизе древесины; для травления стали, т.е. очищения ее поверхности от продуктов коррозии перед покрытием слоем защитного металла (никелирование, хромирование), иначе металл к поверхности стали не пристанет. В пищевой промышленности соляная кислота используется как пищевая добавка Е-507 в качестве регулятора кислотности.
Презентация «Применение хлоридов»
IV . Закрепление знаний и умений учащихся
Задача : Какой объём хлора выделится при взаимодействии 29,4г дихромата калия с избытком соляной кислоты.
Мr (K 2 Cr 2 O 7 ) = 294 а.е.м
. М (K 2 Cr 2 O 7 ) = 294г/моль
29,4г х
K 2 Cr 2 O 7 +14 HCl =3 Cl 2 +2 CrCl 3 +2 KCl +7 H 2 O
294г 3моль
Х= 0,3 моль V=0,3моль . 22,4 л/моль=67,2 л
Ответ: 67,2 л хлора
Тестирование.
1.Вещества, с которыми не реагирует соляная кислота,- это
А хром В оксид углерода(IV)
Б сульфат натрия Г гидроксид железа(III)
2.Реагент для определения хлорид – ионов в растворе – это
А нитрат бария В хлорид бария
Б нитрат серебра Г хлорид серебра
3.Соляная кислота - это
А сильный электролит Б слабый электролит
4.Пара ионов, которая может одновременно находиться в растворе – это
А H + и SiO 3 2- В H + и SO 4 2-
Б Си 2+ и ОН - Г A g + и Cl -
Код:1-В, 2-Б, 3-А, 4-В
V . Домашнее задание: Изучить Практическую работу №3 в параграфе 11, стр.59-60
VI . Ученики подводят итоги своей работы, заполняют рейтинговые карточки и сообщают баллы учителю. Учитель переводит баллы в отметки. Благодарит за работу на уроке. Можно проверить эмоциональное состояние ребят(смайлик).
Приложение №1
105.Поисковая работа (рефераты, презентации и т.д.)
6.Тестирование
Итог
50/оценка5
Приложение №2
Инструкция по проведению лабораторного опыта « Распознавание соляной кислоты и ее солей»
Помните! Соляная кислота едкое вещество!
В одну пробирку налейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую – столько же раствора хлорида натрия, а в третью – раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра(I). Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте.
Напишите уравнения проведенных реакций и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту и её соли.
Форма урока: коллективное изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
- ознакомить учащихся со способами получения и физических свойств хлороводорода и его водного раствора соляной кислоты;
- систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать область её применения актуализировать знания о соляной кислоте из курса биологии. Совершенствовать умения предсказывать окислительно-восстановительные свойства вещества, опираясь на его состав;
- сформировать умения распознавать хлорид-ион;
- формировать умения учащихся работать в группах, развивать умения и навыки при выполнении химического эксперимента, соблюдая правила по технике безопасности;
- продолжить развитие познавательного интереса школьников, умений выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру.
Предварительная подготовка учителя заключается в подборе дополнительной литературы по теме. Это могут быть различные учебники по химии для школ, вузов; учебники по биологии, справочники, научно-популярная литература.
Оборудование . Схемы-плакаты «Химические свойства кислот», предметы из полимеров, прибор для получения хлороводорода, пробирки.
Реактивы: кристаллический хлорид натрия, концентрированная серная кислота, индикаторы, основания, растворимые, нерастворимые и амфотерные, оксиды, металлы – цинк, медь, железо.
Ход урока
I. Организация класса
(проверка готовности учащихся к уроку).
II. Вступительное слово учителя
(На демонстрационном столе находятся изделия из синтетических материалов: обувь, игрушки, краски, пластмасса, пластиковые бутылки).
Учитель. Какое отношение эти предметы имеют к соляной кислоте?
– Оказывается, мы можем обнаружить её в предметах быта, которые кажутся нам удобными, дешевыми и мы с лёгкостью, не задумываясь о последствиях, выбрасываем их на свалку, где всё это затем сжигается.
Начиная с 1995 года мировое производство пластмасс (полимеров), каждые 5 лет удваивалось, и в 2000 году превысило 200 млн тонн. По различным прогнозам мировой объём производства полимеров в 2010 году превысит 300 млн тонн.
Демонстративный опыт (сжигание полимера-лоскутка в вытяжном шкафу).
– Да, пахнет неприятно. Неприятный запах обычно имеют вещества вредные для здоровья.
– Сами по себе синтетические материалы безопасны, чего нельзя сказать о веществах которые образуются при утилизации этих полимеров.
Сообщение учащегося: Сжигая один кг поливинилхлорида, или просто ПВХ – а это многие виды линолеума, обоев, пластиковых бутылок мы получаем до 50 мкг универсальных ядов, поражающих всё живое, даже в ничтожных концентрациях. По уровню токсичности они превосходят убийственные отравы, вроде кураре и синильной кислоты, но при этом не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются в верхнем слое почвы и попадают в организм человека в основном с пищей, водой и воздухом.
Диоксины – не вражеская диверсия, это 200 с небольшим видов соединений хлора - побочные продукты технологии. Источниками этих ядов являются предприятия практически всех отраслей промышленности, где используется хлор.
Диоксины обладают канцерогенными (то есть вызывающими онкологические заболевания), тератогенными (т.е вызывающими врожденные уродства) и мутагенные (т.е влияющими на наследственность) действием.
Учитель. Теперь вернемся к нашему опыту. Как видите, влажная фиолетовая бумажка стала красной. Это указывает на то, что при сжигании, кроме вышеназванных веществ образуется и хлороводород.
– Оказывается при сжигании ПВХ образуется и хлороводород. Очень опасны туман и пары хлороводорода, образующиеся при взаимодействии с воздухом концентрированной кислоты. Они раздражают слизистые оболочки и дыхательные пути. Длительная работа в атмосфере HCI вызывает катары дыхательных путей, разрушение зубов, помутнение роговицы глаз, изъявление слизистой оболочки носа, желудочно-кишечного расстройства, острое отравление сопровождается охриплостью голоса, удушьем, насморком, кашлем.
В случае утечки или разлива соляная кислота может нанести существенный ущерб окружающей среде.
Во-первых, это приводит к выделению паров вещества в атмосферный воздух в количествах превышающих санитарно –гигиенические нормативы, что может повлечь отравление всего живого, а также появлению кислотных осадков, которые могут привести к изменению химических свойств почвы и воды.
Во-вторых, она может просочиться в грунтовые воды, в результате чего может произойти загрязнение внутренних вод.
Там, где вода в реках и озёрах стала довольно кислой (РН<5) исчезает рыба. При нарушении трофических цепей сокращается число видов водных животных, водорослей и бактерий (фото).
В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур (фото). При попадании на металлы HCI вызывает их коррозию а, реагируя с такими веществами как, хлорная известь, диоксид марганца, или перманганат калия, образует токсичный газообразный хлор.
– Да, невесёлая получается картина. Сегодня человек разумный, человек могущественный в своём неуёмном желании «преобразовать весь мир, но не себя» может уничтожить на Земле всё живое. Поэтому в наше время особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе. Современный человек обязан не только беречь природу, но и помогать ей. Об этом страстно, с болью в сердце пишет поэт Мартынов Л.Н.:
Слышу я Природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с чем она боролась
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми
Мыслящими существами.
И твердит Природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части.
Взаимоотношения химии и человеческого сообщества всегда были непростыми. Существование человечества в наши дни немыслимо без химии и разнообразных продуктов и материалов, которые могут быть получены при помощи химических технологий. При этом искусственно созданный человеком окружающий его мир всё быстрее насыщается продуктами химического производства. Грамотное обращение с ними требует высокого уровня химических знаний. Даже дома, в быту, не обойтись без химических знаний, которые помогают правильно и по назначению использовать различные вещества, иначе можно поплатиться своим здоровьем и здоровьем окружающих. То, чем станет химия для нашего мира – гибелью или спасением, зависит исключительно от того, как люди воспользуются её возможностями.
Давайте, основываясь на знаниях о кислотах, полученных в 8 классе, вспомним их общие свойства.
Учитель. Опираясь на имеющиеся у вас знания, давайте вместе рассмотрим способы получения, свойства и применение хлороводорода и соляной кислоты.
- История открытия соляной кислоты (сообщение учащегося, Приложение 1 ).
- Получение хлороводорода в промышленности.
Соляная кислота получается растворением в воде хлористого водорода. В настоящее время основным промышленным способом получения хлористого водорода является синтез его из водорода и хлора, протекающий по уравнению
H 2 + Cl 2 =2HCl + 43,8 ккал.
Этот процесс осуществляется путем сжигания водорода в струе хлора. При поглощении образующегося хлористого водорода водой получается «синтетическая» соляная кислота.
Учитель. Мы получим хлороводород из тех же веществ, что использовал М.Р. Глаубер в 1648 году нагреванием NaCl (поваренной кристаллической соли с концентрированной серной кислотой).
Перед выполнением опытов повторяем с учащимися правила по технике безопасности.
а) обращение со спиртовкой
б) с кислотами и щелочами
2NaCl+H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +2HCl
Крист. конц
– Почему для получения хлороводорода берут кристалич. NaCl и конц. H 2 SO4
Учитель. Хлороводород хорошо растворим в воде, в одном объёме воды растворяется около 500 объёмов газа.
Демонстрационный опыт. Цилиндр, наполненный хлороводородом, закроем стеклянной пластинкой, опрокинем вверх дном, внесём в воду и уберём под водой пластинку, вода быстро заполняет цилиндр.
Раствор хлороводорода в воде –соляная кислота. В этом можно убедиться при помощи лакмуса.
Класс делится на группы. Каждой группе даются задания – Приложение 4 .
Учитель. Все сказанное раннее о соляной кислоте и проверенное на опытах можно обобщить в следующей схеме:
Сообщение учащегося. Применение HCI и её солей. (Приложение 2 )
Закрепление. Рассказ–задача по данной теме (Рассказывает учитель, Приложение 3 ).
Оценка знаний. Вывод каждый участник получает командный балл. Команда победитель зарабатывает 5 баллов, остальные по числу правильных ответов. Команда может выдвинуть наиболее активных игроков (1-2) на получение дополнительного балла за вклад успеха команды.
Задание на дом. Изучить свойства соляной кислоты.
Список использованных литературных источников :
- Волкова Л.А. Привычная и удивительная поваренная соль // Химия для школьников. – 2008. - № 1. – С. 34.
- Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. А. И. Ермакова. - 30-е изд., испр. - М.: ИНТЕГРАЛ-ПРЕСС, 2005. - 728 с.
- Кошель П.А. Открытие соляной кислоты и хлора. Материал с сайта him.1september.ru/articlef.php?ID=200501401
- Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 1. Пер. с нем. – М.: Мир, 1984. – 239 с.
- Ходаков Ю.В. Рассказ-задача по химии. В помощь учителю. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1965. - 124 с.
- Оганесян Руководство по химии поступающим в вузы. – М.: Высшая школа, 1991. – 464 с.
- Савинкова Е.В., Логинова Г.П. Химия. Сборник задач 8-9 кл. – АСТ-Пресс, 2001. – 400 с.
- Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
- Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.
Цель : изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.
Задачи :
Образовательная - в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.
Развивающая - развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Воспитательная - развивать познавательную деятельность через эксперимент.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Метод обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.
Организационные формы : беседа, практическая работа, сообщения учащихся.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
- Анализ учебной информации.
- Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.
- Выдвижение гипотез.
- Анализ и составление обобщающих выводов.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства». (слайд 1)
Девизом нашего урока будут слова Гёте:
« Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать». (сл.2)
Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:
Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).
Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.
Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).
Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).
Физические свойства:
Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) - это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода. (слайд.3 видео опыта "Свойства дымящей соляной кислоты")
Получение соляной кислоты:
1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.
2.В лаборатории H 2 SO 4 +2NaCl →2HCl + Na 2 SO 4
Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода - в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота - раствор хлороводорода в воде.
Химические свойства:
1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)
2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.
Исключение HNO 3 (выделяются другие газы)
M g + 2HCl → MgCl 2 + H 2 2Al + 6HCl → 2AlCl 3 + 3H 2 Cu + HCl →
Практическая работа
3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:
MgO + 2HCl → MgCl 2 + H 2 O ZnO + 2 HCl→ ZnCl 2 + H 2 O
4) Взаимодействует с основаниями:
HCl + KOH → KCl + H 2 O 3HCl + Al(OH) 3 → AlCl 3 + 3H 2 O
5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.
HNO 3
H 2 SO 4 , HCl, H 2 SO 3 , H 2 CO 3 , H 2 S, H 2 SiO 3
────────────────────────
H 3 PO 4
CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2
6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
HCl + AgNO 3 → AgCl↓ + HNO 3
Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.
Практическая работа
7) Взаимодействует с окислителями (MnO 2 , KMO 4 , KClO 3 )
6HCl + KClO 3 = KCl + 3H 2 O + 3Cl 2
Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.
Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.
Соли соляной кислоты- хлориды .
Получение:
1.Взаимодействием металлов с хлором.
2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3
2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
Mg + 2HCl → MgCl 2 + H 2
3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами
CaO + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O
4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами
Ba(OH) 2 + 2HCl → BaCl 2 + 2H 2 O
5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями
Pb(NO 3 ) 2 + 2HCl → PbCl 2 ↓ + 2HNO 3
Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).
Применение соляной кислоты и ее солей:
Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.
Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение основных солей соляной кислоты:
KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.
HgCl 2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.
NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.
ZnCl 2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.
AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра: 2AgCl => 2Ag + Cl 2
Задания для повторения и закрепления
№1. Осуществите превращения по схеме:
HCl → Cl 2 → AlCl 3 →Al(OH) 3 → Al 2 O 3 →AlCl 3 → Cl 2
№2. Даны вещества:
Zn, Cu, Al, MgO, SiO 2 , Fe 2 O 3 , NaOH, Al(OH) 3 , Fe 2 (SO 4 ) 3 , CaCO 3 , Fe(NO 3 ) 3
Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций
№3. Решите задачу:
Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?
Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.
Рефлексия
Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).
Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?
Были ли моменты непонимания?
Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?
Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.
Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.
Химические свойства: 1 . Изменение окраски индикатора (лакмус- красный) 2. Взаимодействует с металлами M g + 2 HCl → MgCl 2 + H 2 2Al + 6HCl → 2AlCl 3 + 3H 2 Cu + HCl →
Вывод: Если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль. Исключение HNO 3 (выделяются другие газы)
3. Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами: MgO + 2HCl → MgCl 2 + H 2 O ZnO + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 O Образуются соль и вода
4. Взаимодействует с основаниями: HCl + KOH → KCl + H 2 O 3HCl + Al (OH) 3 → AlCl 3 + 3H 2 O Образуются соль и вода
5. Взаимодействует с солями Ряд кислот HNO 3 H 2 SO 4 , HCl , H 2 SO 3 , H 2 CO 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 ──────────────────────── H 3 PO 4 CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2
Вывод: В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую, образуется другая кислота и другая соль.
6. Взаимодействует с нитратом серебра HCl + AgNO 3 → AgCl↓ + HNO 3 выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
Вывод: Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.
7. Взаимодействует с окислителями Окислители: (MnO 2 , KMnO 4 , KClO 3) 6HCl + KClO 3 = KCl + 3H 2 O + 3Cl 2
Вывод: Во всех нами изученных реакциях получились хлориды - соли соляной кислоты.
Применение соляной кислоты Входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи Для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение солей - хлоридов KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности. HgCl 2 - сулема - яд, для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве. ZnCl 2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.
Задания для закрепления №1. Осуществите превращения по схеме: HCl → Cl 2 → AlCl 3 → Al (OH) 3 → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Cl 2 № 2. Даны вещества: Zn , Cu , Al , MgO , SiO 2 , Fe 2 O 3 , NaOH , Al (OH) 3 , Fe 2 (SO 4) 3 , CaCO 3 , Fe (NO 3) 3 Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций
№3. Решите задачу: Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?
Домашнее задание Параграф 49, задача 4-5 стр.169.
Урок в 8 классе по теме: Соляная кислота и её соли.
Цель: изучить химические свойства соляной кислоты, и рассмотреть области применения данной кислоты.
Задачи:
Образовательная - в процессе исследования изучить химические свойства соляной кислоты и познакомиться с качественной реакцией на хлорид ион.
Развивающая - развивать дальнейшие умения составлять уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Воспитательная - развивать познавательную деятельность через эксперимент.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая работа, использование ИКТ.
Организационные формы: беседа, практическая работа, сообщения учащихся.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра, медь, магний, алюминий, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
Анализ учебной информации.
Раскрытие межпредметных связей между химией, физикой, биологией.
Выдвижение гипотез.
Анализ и составление обобщающих выводов.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Тема нашего урока «Соляная кислота и её свойства».
Девизом нашего урока будут слова Гёте:
« Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».
Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Сначала вспомним, что мы знаем о кислотах. Итак, первый вопрос:
Что такое кислота? (сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка).
Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.
Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).
Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).
Физические свойства:
Концентрированная соляная кислота (массовая доля хлороводорода составляет 37%) – это бесцветный раствор, сильно дымящий во влажном воздухе, с резким запахом вследствие выделения хлороводорода.
Получение соляной кислоты:
1.В промышленности получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде.
2.В лаборатории H2SO4 +2NaCl 2HCl + Na2SO4
Этот газ легко растворяется в воде: до 450 объемов хлороводорода - в одном объеме воды. В пробирке образуется соляная кислота – раствор хлороводорода в воде.
Химические свойства:
1) Изменение окраски индикатора (лакмус- красный)
2) Взаимодействует с металлами (если металл находится в ряду, составленном Н.Н.Бекетовым, до водорода, то выделяется водород и образуется соль.
Исключение HNO3 (выделяются другие газы)
Mg + 2HCl MgCl2 + H2 2Al + 6HCl 2AlCl3 + 3H2 Cu + HCl
Практическая работа
3) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:
MgO + 2HCl MgCl2 + H2O ZnO + 2 HCl ZnCl2 + H2O
4) Взаимодействует с основаниями:
HCl + KOH KCl + H2O 3HCl + Al(OH)3 AlCl3 + 3H2O
5) Взаимодействует с солями (в соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую), образуется другая кислота и другая соль.
HNO3
H2SO4, HCl, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
H3PO4
CaCO3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2
6) Взаимодействует с нитратом серебра, выпадает осадок белого цвета, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах.
HCl + AgNO3 AgCl + HNO3
Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и её соли т.е. используется в качестве качественной реакции, для распознавания хлорид-ионов.
Практическая работа
7) Взаимодействует с окислителями (MnO2, KMO4, KClO3)
6HCl + KClO3 = KCl + 3H2O + 3Cl2
Вывод: во всех нами изученных реакциях получились хлориды- соли соляной кислоты.
Переходим к изучению солей соляной кислоты, которые называются хлориды.
Соли соляной кислоты- хлориды.
Получение:
1.Взаимодействием металлов с хлором.
2Fe + 3Cl2 2FeCl3
2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
Mg + 2HCl MgCl2 + H2
3.Взаимодействие соляной кислоты с оксидами
CaO + 2HCl CaCl2 + H2O
4.Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидами
Ba(OH)2 + 2HCl BaCl2 + 2H2O
5.Взаимодействие соляной кислоты с некоторыми солями
Pb(NO3)2 + 2HCl PbCl2 + 2HNO3
Большинство хлоридов растворимы в воде (за исключением хлоридов серебра, свинца и одновалентной ртути).
Применение соляной кислоты и ее солей:
Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.
Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.
Применение основных солей соляной кислоты:
KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.
HgCl2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.
NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.
ZnCl2 - для пропитки древесины против гниения, в медицине, при паянии.
AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра: 2AgCl => 2Ag + Cl2
Задания для повторения и закрепления
№1. Осуществите превращения по схеме:
HCl Cl2 AlCl3 Al(OH)3 Al2O3 AlCl3 Cl2
№2. Даны вещества:
Zn, Cu, Al, MgO, SiO2, Fe2O3, NaOH, Al(OH)3, Fe2(SO4)3, CaCO3, Fe(NO3)3
Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой. Составьте уравнения химических реакций
№3. Решите задачу:
Какое количество алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6 л водорода (н.у.)?
Д/З п. 49, задача 4-5 стр.169.
Рефлексия
Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания).
Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
Освоены ли вами понятия: «хлориды», «ингибитор», «качественная реакция»?
Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.
Выявляется степень выполнения учебных целей.