Археология краткое сообщение. Где и как работают археологи. Как археологи узнают, что они находят

Археоло́гия - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История образования Археологии

Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке - антропология.

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология - часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития Археологии в России

XVIII в. - начало XIX в. - Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.

Середина XIX в. - середина 30-х годов XX в. - Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев. Формированием русской археологии, сложением её основных направлений.

Середина 30-х - конец 60-х гг. XX в. - Считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии.

Конец 60-х годов - настоящее время - Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

История термина «археология»

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия.

В Европе

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников - Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник - Кльдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник - Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Молчановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слове у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Виды археологических источников.

РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ

Археология – единственная отрасль изучения человека, опирающаяся в большей мере на оставленные людьми материальные остатки, чем на непосредственные наблюдения над человеческим поведением или на письменные свидетельства. Такая ориентация на материальные свидетельства заставляет археологов совершенствовать те методы и приемы сбора и осмысления данных, которые обеспечивают извлечение максимума сведений из имеющихся источников.

Категории археологических памятников. Материальные остатки, представляющие интерес для археолога, распадаются на четыре обширные категории. Первая – это артефакты, т.е. объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми. К числу артефактов относятся орудия труда и украшения, такие, как каменные орудия, одежда из тканей, изъеденные временем бронзовые украшения, глиняные сосуды. К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, – такие, как отходы производства (например, пластинки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Вторая категория – археологические объекты, включающие обусловленные человеческой деятельностью нарушения грунтового слоя или созданные человеком сооружения. Простейшей и наиболее распространенной формой такого объекта является яма, выкопанная в земле для хранения продуктов или для мусора; такую заброшенную яму можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов. Тлен от столбов, темный контур сгнивших или сгоревших на месте деревянных плах часто позволяют проследить очертания и структуру бревенчатой постройки. Несколько более сложным сооружением является очаг, в котором служившие для отражения тепла камни могут располагаться кольцом вокруг углубления, наполненного древесными углями и золой. К числу наиболее сложных объектов относятся каменные фундаменты построек, туннели рудников, земляные насыпи и гробницы.

Третью категорию составляют биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе. Необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, обугленные зерна и древесина – все это биологические остатки. По установившейся традиции биологические материалы, посредством обработки превращенные в артефакты, – такие, как костяные иглы или хлопчатая ткань, – не считаются биологическими остатками.

Сами биологические остатки можно разделить на три вида. Пищевые остатки представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, раковина съедобного моллюска, кость от оленьей ноги, кукурузный початок, предполагающие, что сам моллюск, нога оленя или зерна кукурузы были съедены. Если же какие-то материалы животного или растительного происхождения служили для изготовления артефактов, то из них образуются технические отходы. Так, техническими отходами являются осколки кости от оленьей лопатки, получившиеся при вырезании из нее охотничьего орудия. Наконец, те остатки (биологического или иного происхождения), которые не были использованы или обработаны людьми, а просто сохранились на том же месте, где обитали люди, представляют собой экофакты. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить древняя растительная пыльца, раковины земляных улиток, панцири насекомых. Экофакты в принципе обеспечивают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

Четвертую категорию составляют почвенные, галечные и иные геологические отложения, скопившиеся на площади памятника. Среди них имеются важные экофакты, позволяющие получить информацию о его природной среде и об истории его образования. Отложения могут содержать также химические следы истлевших материалов. Пробы отложений часто позволяют обнаружить мельчайшие биологические остатки и артефакты, которые очень трудно или вообще невозможно выявить в полевых условиях. Поэтому в археологии общепринята практика брать в поле образцы отложений, чтобы впоследствии подвергнуть их тщательному лабораторному анализу.

Материальные остатки обретают особую ценность, когда известно взаиморасположение мест их обнаружения. Отдельный фрагмент древесного тлена, к примеру, может быть остатками плахи для рубки мяса или столба для привязывания домашних животных; несколько расположенных по небольшому кругу сгнивших столбов укажут на примитивное жилище или зернохранилище; расположение истлевших столбов в виде большого овала со следами внутренних колонн станет свидетельством существования здесь более основательного общественного сооружения. Точно так же наконечник стрелы, найденный в области живота скелета погребенного с высокой вероятностью свидетельствует о насильственной смерти этого человека, тогда как такой же наконечник, обнаруженный в мусорной куче, может означать, что он просто попал в мусор при разделке туши убитого стрелой зверя. Именно значение пространственного распределения находок заставляет археологов так тщательно фиксировать в поле место обнаружения всех существенных находок.

Процесс формирования памятника. Иногда археологу выпадает счастье обнаружить памятник с исключительно хорошей сохранностью материальных остатков. К примеру, комплекс Озетт в штате Вашингтон представляет собой древнее поселение американских индейцев, погребенное впоследствии под грязевым оползнем; спустя несколько лет на этом месте было основано новое поселение, также со временем перекрытое оползнем. Такая ситуация повторялась девять раз, что предоставило археологам девять последовательных закрытых комплексов, в которых великолепно сохранились деревянные, кожаные и другие изделия. С этой ситуацией можно сравнить погребение в 79 н.э. под вулканическими отложениями Помпей (HL) в Италии, где пепел покрыл город столь быстро, что люди были застигнуты на ступеньках лестниц, а в сосудах даже сохранилась пища.

Но все археологические памятники – даже те, что отличаются исключительно хорошей сохранностью, – испытали воздействие различных процессов, следствием которых явилось изменение, разрушение или внутреннее смещение археологических остатков. На большинстве памятников эти процессы привели к основательному изменению их характера и содержания. Эти процессы, которые принято именовать процессами формирования памятника, подразделяются на воздействия культурного происхождения, обусловленные деятельностью людей, и природные воздействия.

Возьмем, к примеру, хижину с деревянным каркасом и соломенной кровлей, в которой находились различные артефакты. Покидая жилище, его обитатели, вероятно, забрали с собой по возможности всю утварь, какую смогли, бросив только то, на переноску чего не стоило тратить усилий. Оставленные изделия из дерева, тканей и иных органических материалов, скорее всего, подверглись разложению под воздействием плесени, бродильных процессов и бактерий; по мере истлевания они были раздавлены. Пищевые продукты или предметы, которые часто трогали руками, вследствие чего они от соприкосновения с человеком основательно пропитались солью и жиром, возможно, привлекали диких зверей. Сама хижина также была сооружена из органических материалов и могла, истлев и обрушившись, в кратчайший срок исчезнуть с лица земли. Единственным заметным ее следом в таком случае оставался бы круг из сгнивших столбов и несколько каменных и костяных изделий, которые могли быть перемещены питающимися падалью животными, ветром или дождевыми потоками. Некоторые из костяных изделий через определенное время разрушились бы под воздействием содержащихся в почве кислот. Со временем все следы сооружения оказались бы погребены под наносами.

Происходящее с течением времени разрушение органических материалов является в археологии правилом, если только не сказывается влияние одного из четырех факторов, препятствующих воздействию микроорганизмов. Во-первых, сохранность этих материалов может обеспечить их обугливание. Слишком сильное тепловое воздействие может уничтожить предмет, а слишком слабое благоприятствует деятельности микроорганизмов; однако между двумя этими крайностями возникает ситуация, когда предмет сохраняет свою форму, но служить пищей уже не может. К примеру, сплетенные из растительных волокон сети, обнаруженные в раковинных кучах Южной Африки, представляют собой весьма непрочные изделия, которые никогда не сохранились бы, если бы не оказались обугленными.

Во-вторых, материал может сохраниться, если он не соприкасается с кислородом, в котором нуждаются микроорганизмы. Сохранность находок на поселении Озетт явилась результатом того, что глинистые слои изолировали культурные остатки от кислорода. Исключительно хорошая сохранность материалов под водой также объясняется тем, что в этих случаях нет доступа для кислорода.

В-третьих, сохранности органических материалов может способствовать высококислотная среда – опять-таки потому, что она препятствует развитию микроорганизмов. В кислотной среде невредимыми сохраняются органические материалы. Человеческие жертвоприношения, помещенные в эпоху раннего железного века в кислые воды болот Англии или Дании, сохранились настолько хорошо, что неповрежденными были найдены кожа людей, их волосы, одежда и удавки на шеях. Археологам удалось даже исследовать содержимое желудка человека из торфяника Толлунд и определить, что он ел во время своей предсмертной трапезы.

В-четвертых, способствовать сохранности органических материалов могут исключительная сухость или холод. Знаменитые египетские мумии дошли до наших дней прежде всего по причине сухости окружающей среды, хотя бальзамировщики приняли и иные меры для обеспечения их сохранности. В Арктике, в зоне вечной мерзлоты, были обнаружены целые замерзшие туши покрытых шерстью мамонтов. Менее известны мумии из Гренландии и тела из эскимосского памятника Инуит, сохранившиеся благодаря совместному воздействию холода и сухости.

Однако наличие подобных условий является исключением, и археологи готовы к тому, что, как правило, им удается обнаружить только остатки предметов, существовавших при жизни исследуемого памятника. Сохраняются преимущественно изделия из камня, керамики, стекла и некоторых металлов (таких, как золото); другие металлы подвержены коррозии, кость испытывает разрушающее воздействие кислот, и степень сохранности изделий из этих материалов зависит от химической среды того слоя, в котором они оказались. Предметы из органических материалов, особенно мягких, в большинстве археологических памятников сохраняются крайне редко.

Слово археология появилось в обиходе человечества уже очень давно — со времен античности. Тогда оно обозначало любую информацию о каких либо древностях. Собственно русское слово «археология» уходит корнями к древнегреческому слову «arxaiologia». Впервые использование этого слова зафиксировано у Платона в диалоге «Гиппий Больший», датируемом 380-ми гг. до н. э. В этом диалоге софист Гиппий рассказывает Сократу, что лакедемонянам очень нравились лекции Гиппия о седой старине, о далеком прошлом — о том как основывались города и колонии, о героях и выдающихся личностях.

Собственно само слово состоит из двух основ: др.-греч. ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение.

Естественно, сейчас значение слова «археология» кардинально поменялось. Вот как определяла это слово Большая Советская Энциклопедия:

Археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Довольно близкое определение дает и более современная Большая Российская Энциклопедия:

Археология - отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых свидетелей истории».

В учебнике под редакцией В. Л. Янина дается определение, которое заостряет внимание на том, что археология изучает прошлое не только по вещественным источникам:

Археология - отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова.

Похожие определения дают и западные энциклопедисты. Так, в энциклопедии «Britannica» археологию определяют как «научное исследование материальных остатков человеческой жизни и деятельности в прошлом.»

Приведем также определение профессионального издания — «Археологического словаря» Брея и Трампа:

Археология — это «изучение прошлого на основе материальных остатков деятельности человека, т. е. техника обработки полученной таким образом информации и преобразования ее для изучения в рамках первобытной истории. а при наличии также письменных источников — и древней истории.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1826 Родился Иоганнес Овербек - немецкий археолог, специалист по античной археологии.
  • 1851 Родился Алексей Парфёнович Сапу нов - историк, археолог и краевед, профессор, один из инициаторов создания Витебской учёной архивной комиссии, Витебского отделения Московского археологического института, Витебского церковно-археологического музея.
  • Дни смерти
  • 1882 Умер Виктор Константинович Савельев - российский археолог и нумизмат, собравший значительную коллекцию монет.

Упоминать об археологии начали еще в Древней Греции. Например, Платон под этим понятием понимал исследование древности, а в Эпоху Возрождения имелось в виду изучение истории Греции и Древнего Рима. В зарубежной науке этот термин связывают с антропологией. В России археология - это наука, которая изучает ископаемые материалы, которые связаны с человеческой деятельностью в глубокой древности. Она изучает раскопки и на данный момент сотрудничает со многими научными отраслями и имеет несколько разделов, занимающихся разными эпохами и культурными областями.

Профессия археолог - это многогранная и интересная работа

Люди изучают культуру и быт древних цивилизаций, восстанавливая далекое прошлое по останкам, которые аккуратно раскапывают в пластах земли. Работа эта требует большой осторожности и кропотливости. Так как со временем останки прошлого становятся более хрупкими и ветхими.

Археолог - это человек, который занимается раскопками в поиске источников для новых исследований. Часто эту профессию сравнивают с детективной деятельностью. Работа археологов творческая, требующая внимания, воображения и абстрактного мышления - для воссоздания первозданной картины древнего мира в прошлом.

Профессия стала популярной еще в Греции и Древнем Риме. Уже с тех времен были известны каменный, бронзовый и железный века, проводилось множество раскопок и находились еще более древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения основная цель археологов была - найти античные скульптуры. Как отдельная наука она сформировалась в начале 20-го века.

Какими качествами должен обладать археолог

Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог - профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.

Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств - это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.

Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог - это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.

Знания, которые требуются

Профессионалы должны уметь чертить, рисовать, фотографировать. Владеть основами не только реставрации, но и консервации металлических, каменных, глиняных и органических материалов (кожа, кость, дерево, ткань и т.д.). Обязательно нужны широкие знания антропологии, языкознания, этнографии, геодезии, топографии, геологии и палеозоологии. Те археологи, которые изучают исторические древности, должны хорошо знать историю и вспомогательные дисциплины (текстологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, геральдику и многое другое).

Археологи-полевики должны быть экономистами, хорошими организаторами, педагогами и психологами. Но самое главное - они должны уметь «видеть землю», читать ее слои и прослойки и правильно сопоставлять найденные древности.

Профессиональные заболевания

Люди-археологи имеют свои болезни, которые приобретают в экспедициях. Чаще всего это гастрит или желудочная язва, что напрямую зависит от качества питания, так как часто нормальных условий для приготовления пищи нет. Также распространены ревматизм и радикулит, так как очень часто археологам приходится жить в палатках при различных погодных условиях. Из-за этого возникают различные артрозы и артриты.

В чем заключается работа археолога?

Чем занимаются археологи? Не только глобальными раскопками, но и отдельными мозаическими фрагментами, которые необходимо правильно подобрать и тщательно сложить в одно целое. Часто бывает, что на разгадку тайны прошлого уходят многие годы. Но зато окончательный результат того стоит. Так как именно таким образом можно воссоздать прошлое, которое, казалось бы, навеки сокрыто в недрах планеты.

Чем занимаются археологи? Они изучают источники, анализируют их и впоследствии дополняют различными уже известными фактами. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит напрямую с артефактами и документами. Ученые могут работать не только на суше, но и под водой.

Самые известные археологи

Генрих Шлиман - это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу - козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах - не фантазия, а реальность.

Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

Есть известные археологи и в России. В их число входит родился он в 1908 году. По знаку зодиака - водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

Выдающиеся открытия

Ученые-археологи выделяют 10 самых значительных находок мира, которые были найдены при раскопках:


Необъяснимые находки

Что находят археологи из необычного? Существует ряд раскопанных экспонатов, которые объяснить логически просто невозможно. Переполошили научное общество фигуры Акамбаро. Первую нашел в Мексике немец Вольдемар Джалсрад. Фигурки, казалось бы, имели древнее происхождение, но вызвали много скептицизма среди ученых.

Камни Дропа - отзвуки древнейшей цивилизации. Это сотни дисков из камня, найденные на полу пещеры, на которых были выгравированы истории о космических кораблях. Ими управляли создания, останки которых также были найдены в пещере.

Страшные находки

В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

Инструменты археологов

На раскопках применяется в основном такого рода инструмент: штыковая, совковая и саперная лопаты, различных размеров кирки и совки, метла, кувалды, молоты и разного размера кисточки. Труд археолога может быть и довольно тяжелым, особенно когда приходится раскапывать большие курганы.

Важным моментом является правильная работа на объекте. И умение подобрать необходимый инструмент также нужно. Руководитель на раскопках не только следит за состоянием здоровья археологов, но и помогает правильно использовать нужные кисточки и лопаты.

Как стать археологом

Выучиться можно как на дневном отделении, так и на заочном. Археолог - профессия, которую может приобрести любой, у кого есть тяга к древности и раскопкам. Для этого нужно поступить в ВУЗ, в котором готовят историков. Именно по этой дисциплине могут потом заниматься раскопками и остальными направлениями. Археолог - это и есть историк. Однако, в отличие от последнего, он занимается не только изучением теории, но и собственноручно ищет и исследует древность.

Заработная плата археолога

Российская зарплата в среднем равняется приблизительно 15 тыс. рублям. Но только за одну экспедицию археолог может получить до 30 тыс. рублей. Заработная плата в разных городах может отличаться. Например, в Москве она колеблется от 20-ти до 30-ти тысяч рублей. В регионах она ориентировочно на 5-7 тысяч ниже.

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет

наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, жилищам, погребениям и т.д.), находимым главным образом при раскопках.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Археология

(греч. наука о древности), отрасль науки, изучающая др. культуры на основе веществ, источников, к которым относятся остатки историч. памятников, обнаруж. случайно или в ходе целенаправл. поисков находки. Исключаются из А. памятники письменности, произведения др. литературы, монеты, медали и печати; их исследование составляет предмет неск. наук: эпиграфики, филологии, палеографии, истории литературы, нумизматики и сфрагистики, - играющих в А. вспомогательную роль. Первоначально А. называлась наука о прошлом (например, у Фукидида). Возникновение классич. А. как науки о веществ, памятниках относится к эпохе Возрождения, когда возрос интерес к рим. и греч. древности. С кон. 18 в. - нач. 19 в. проявляется интерес к др. памятникам Египта, др. Ближнего Востока, Греции, М. Азии, Сев. и Центральной Европы. Во 2-й пол. 19 в. начинаются раскопки в Трое, Олимпии, Пергаме и других местах. Одновременно в самостоятельный раздел А. выделяется изучение первобытных культур (А. как наука о доисторич. временах). Классич. А., которая разделилась на ближневост. А., вост. - азиат. А., рим. А., христианскую А., Ср.-век. А. и т. д., ориентировалась на художественно-научный метод, основоположником которого являлся И. И. Винкельман (1717 - 1768). Если вначале под влиянием Винкельмана в центре археологич. исследований находились произведения искусства, рассматриваемые преим. с эстетич. позиций, то в кон. 19 в. начинаются исследования в области др. архитектуры (Дерпфельд, Пухштейн, Кольдевей, Виганд). С увеличением числа собранных произведений углубляется и пересматривается классификация художеств, стилей. В 20 в. в изучении античной материальной и художеств, культуры все в большей степени начинают учитываться обществ, стороны того времени (политич., экономич. и пр.). В наст, время в А. используются новейшие технич. достижения и методы, например аэрофотосъемка, фотография в ультрафиолетовых лучах. Как самостоятельное направление оформилась подводная А.

Отличное определение

Неполное определение ↓