Анализ лирического произведения анчар по плану. Анализ стихотворения «Анчар. Средства художественной выразительности

Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков - образ матери, создающей жизнь. При этом в народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».

Вторая строфа посвящена характеристике анчара , его отношению к Природе, к тому Космосу, в центре которого он стоит.

Основной образ второй строфы - образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери.

В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение - «в день гнева». В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо - ведьма - в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Этот образ возникает за строчками второй строфы: «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).

Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον - «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для со­здания аллегорического стихотворения «Анчар».

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения "Андрей Шенье". Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар".

Тема

В "Анчаре" поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное "зло", ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения - баллада. Стихотворный метр - четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное дерево в "день гнева". Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой - расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ - ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота - условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина - не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая.

Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет. В первой части ярко, образно описано это опасное дерево: «грозный часовой», «зелень мертвая», «лист дремучий». Его опасаются живые существа, чувствуя его смертельную опасность, а ветер и дождь становятся ядовитыми, соприкоснувшись с ним. Это творение природы в день гнева, но природа дала животным знание о том, что анчар опасен. Знает это и человек.

Вторая честь начинается с противопоставления «но человека человек послал к анчару». Именно человека, не раба, не приговоренного к смерти преступника, а человека. Все люди изначально равны между собой, это и подчеркивает автор. Далее сюжет получает развитие: человек отправился к дереву, принес его части и ослабел. «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки», умер уже не человек, умер раб.

Отправляясь к анчару человек знал что умрет, он мог сам выбрать свою смерть, мог хотя бы на один день стать свободным. Он мог убежать, мог умереть возле дерева, а не у ног владыки. Но его рабское сознание слишком ограниченно для таких смелых решений. Владыка властен и над жизнью и над смертью.

Возможно, автор хотел донести до читателя мысль о том, что слабость одних людей порождает беззаконие других, слабость является причиной бед других людей: «царь… гибель разослал к соседям».
Каждый человек должен делать свой выбор самостоятельно, но этот закон нарушен, поэтому раб погибает. Поэтому отравленные стрелы найдут себе других жертв, конечно же не сами лично, их отправят такие же рабы, только их зовут солдаты, возможно наемники, возможно воины. Так зло набирает свои обороты.

Стихотворение Анчар А.С Пушкин написал в 1828 году. Рабство, безразличие власти к жизням других людей – это главные темы стихотворения, темы которые до сих пор еще актуальны.

Вариант 2

Произведение относится к гражданским лирико-эпическим стихотворениям поэта с включением в него элементов средневековой баллады, представляющим авторские размышления о несправедливом устройстве общества в виде неограниченного единовластного правления.

Повествование в произведении, написанном в аллегорической форме, ведется от имени лирического героя, ощущения и рассуждения которого на протяжении сюжета постоянно меняются, скрывая замаскированное чувство ненависти к происходящим событиям.

Главной мыслью произведения является авторский пронзительный протест в отношении беспредела одного человека, имеющего власть, над другим. При этом поэт преподносит наличие несправедливой власти как естественную и законную трагедию человечества, передавая авторским замыслом постоянное ощущение долгожданной свободы.

Произведение отличается разнообразием проблематики, заключенной в философском размышлении о вопросах жизни и смерти, а также социальном неравенстве и властном порабощении, тирании человеческой свободы.

Композиционная структура стихотворения представлена в двух частях, состоящих из девяти строф, первая из которых в виде пяти строф повествует об истекающем ядом дереве, анчаре, символизирующем зло, а во второй рассказывается в четырех строфах о человеке, отправленном по воле хозяина на верную гибель для поиска смертоносного яда. Вторая часть стихотворения является кульминационной и представляется ядром изложенной трагедии.

Стихотворный размер произведения используется в форме четырехстопного ямба в сочетании с двойным пиррихием и перекрестной рифмовкой, отличающиеся в стихах ритмическим своеобразием, выраженным в сходном расположении четырехударных и двухударных строк, а также пропуском ударения в стопе, подчеркивающих драматичность сюжетной линии стихотворения.

Среди средств художественной выразительности выделяются многочисленные инверсии, эпитеты, метафоры и сравнения, которые в единстве передают психологически-идейный смысл стихотворения. Кроме того, поэт использует антитезу с глагольными противопоставлениями, насыщая произведение мрачными оттенками, а также включает древнерусские приемы языкового раскрытия в виде старославянизмов и архаизмов. Эмоциональную напряженность усиливает использование анафоры и градации, а также повтор однокоренных слов.

В качестве литературных приемов образного описания в стихотворении используется изображение пейзажа, акцентирующего аскетичность и выразительность, несущих негативную эмоциональную нагрузку как олицетворения трагической смерти, безжизненной картины мира.

Стихотворное содержание позволяет поэту продемонстрировать существующий конфликт мироздания, философски обобщенный в трагедии современного общества пушкинского периода времени, выраженный в непримиримости взаимоотношений человека и власти, представленных в произведении в образах владыки и раба.

Анализ стихотворения Пушкина Анчар для 9 класса

Стихотворение «Анчар» написано в стиле восточной притчи, легенды, которая повествует о легендарном дереве яда. Это пример философской и одновременно гражданской лирики поэта. Датой написания стихотворение стал 1828 год.

Композиционное стихотворение можно условно разделить на три части; завязка, основной конфликт, развязка.

В завязке, состоящей из первых пяти строк рассказывается об анчаре, сок которого представляют собой смертельный яд. Мы видим перед собой «грозного часового», который совершенно один во вселенной. Его избегают звери и птицы, и только вихрь не боится и, налетев на дерево, мчится прочь, неся в себе гибель. Однако, человек нарушает законы разумности и отправляет к нему другого человека, и об этом рассказывается в следующей части стихотворения.

В конфликте рассказано, как владыка отправил раба за ядом к анчару, и тот, не смея противиться власти, послушно исполнил волю господину. Конфликт власти и личности – основная идея стихотворения. Свобода личности и тирания власти – одна из центральных тем творчества Пушкина А.С. Трагедия для поэта состоит в том, что раб признает требования владыки и потому послушен ему, в его действиях нет ни капли протеста. Он приносит смолу, зная, что умрет.

Из развязки мы узнаем, что царю была необходима смола для того, чтобы стрелы, которые он собирался использовать против соседей, несли в себе гибель.

Главная тема произведения – это идея зла, которое рассматривается в стихотворении с онтологической и общечеловеческой точки зрения. Зло -неприменный атрибут существования цивилизации. Кроме того, с образом вселенского зла соотносится и тема жизни и смерти, которая так же связана с образом анчара.
Пейзаж в стихотворении выразителен, он создает изображение анчара, как вселенского зла и воплощения смерти. Это создает ощущение трагизма.

Тропы и фигуры стихотворения. Эпитеты: «почве. раскаленной», «прозрачною смолою» метафоры: «Природа породила», противопоставление: «раб» - «владыка». Для создания стилистики притчи используются славянизмы: «тлетворный», «потек», «ввечеру».

Стихотворение мне понравилось уникальным поэтическим образом древа смерти, ощущением его разрушительного воздействия и мастерской передачей конфликта власти и обычного человека.

Анализ стихотворения Анчар по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева Собака 7 класс

    Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли

  • Анализ стихотворения Вознесенского Сага
  • Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание)

    Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

  • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

Пушкин - великий русский поэт. В его творчестве прослеживается несколько направлений лирики. Одна из них - вольнолюбивые стихотворения, ярким представлением является написанный в 1927 году «Анчар».

Предпосылки написания стихотворения "Анчар"

Поговорим о них. Пушкин пишет стихотворение «Анчар» сразу же возвратившись из ссылки. Сначала поэт полагает, что преследования со стороны государства закончились.

Он ошибался: за поэтом ведется непрестанная слежка со стороны государственных органов безопасности. Именно этот факт заставил Пушкина задуматься о свободе. Так был написан «Анчар», где отразилась скорбь поэта по свободе от государственного ига.

Преследуемый людьми Бенкендорфа, Пушкин вспоминает легенду о тропическом смертоносном дереве. Лишь немногочисленные местные племена приходят к нему, чтобы ядом пропитать стелы.

Сюжет стихотворения

В стихотворении «Анчар» Пушкин рассказывает историю о растущем в пустыне ядовитом дереве. Оно существует одиноко: рядом не живут другие растения, животные обходят его стороной. Анчар настолько ядовит, что источает смерть не только его плоть, но и ветер, гуляющий в ветвях дерева, и дождь, попадающий на кору.

Пушкин делает акцент на то, что анчар - порождение самого зла. И вот к этому злу посылает раба правитель, дабы тот принес яда. Раб отправляется в путь, собирает «смертную смолу» и приносит «владыке». Напитавшись ядовитыми парами, подневольный человек умирает. Царь же смолой отравляет стрелы, которые собирается использовать против врагов.

Анчар - воплощение мирового зла

История об Анчаре похожа на балладу - стихотворение-рассказ с неожиданной, часто трагичной концовкой. Можно выделить три актуальных вопроса, которые поднимает Пушкин. «Анчар» - стихотворение о мировом зле - первый из них. Не случайно ядовитое дерево растет вдали от живых существ, на краю вселенной. Удалив его ото всех, природа просто хотела создать равновесие: ведь где есть добро - должно быть и зло. Животные понимают это. В данном случае они умнее людей.

Жажда мирового господства подвигла царя послать к анчару своего раба, дабы тот принес яду, благодаря которому армия будет непобедимой. Пушкин говорит о том, что именно люди являются распространителями зла. Причем виновны оба: и царь, и раб. Именно поэтому они уравнены поэтом («человека человек послал»). Да, мотивы у них разные: властелином движет мечта о власти, а рабом - элементарный страх. Выполнив задачу, раб умирает - этим Пушкин сводит на нет его страхи. Ведь если бы раб отказался выполнять волю царя - его постигла бы та же участь.

Примечательно, что «губительные стрелы» посылаются «соседям». Обычно это слово упоминают в положительном смысле. Пушкин хотел сказать, что царь не ведет войн с соседними государствами, наоборот, у них добрые отношения. Удар владыка нанесет неожиданно. Это подчеркивает его злость и коварство. Зависть и страх - вот два чувства, которые провоцируют распространение зла.

Отражение политических взглядов Пушкина

Еще одна мысль, которую пытается донести до читателя Пушкин: «Анчар» - стихотворение о существующем в то время самодержавии с присущим ему крепостным правом. Используя аллегорическое дерево анчар - Пушкин говорит о страшном зле, которое несет с собой безграничная власть царя. Поэт проводит аналогию между владыкой из стихотворения и самодержцем России.

Подчеркивается безропотность, преступная покорность раба. Царю достаточно лишь взгляда, чтобы подвластный ему слуга «Послушно в путь потек». И ведь и владыка, и раб отдают себе отчет в том, что путешествие к дереву сулит смерть. Тем не менее раб не противится и выполняет волю хозяина. Фактически, и отказ, и выполнение приказа несут слуге смерть. Выбрав последнее, раб становится таким же виновником ситуации, как и «жестокий владыка». Описание слуги дано более подробно, что делает его фигуру неоднозначной, позволяет задуматься, был ли у него выбор.

Вся Россия, развязывающая захватнические войны в борьбе за мировое господство - это анчар. Пушкин акцентирует внимание и на этом (не случаен мотив захватнической войны). Пытаясь закрепить первое место в мире, не щадя жизней людей, страна является воплощением зла.

Особенности композиции

В стихотворении «Анчар» Пушкин придерживается четкой линейной композиции. Оно делится на две части: в первой описывается дерево зла - анчар, во второй - действия владыки и раба, направившегося к дереву за ядом. Казалось бы, образы слуги и царя должны быть композиционно противопоставлены друг другу. У Пушкина не так: он намерено избегает противопоставления героев, наоборот, он их уравнивает: «человека человек послал к анчару».

Противопоставлены мир людей и природа. Умные животные не подходят к Анчару, в отличие от людей, которые намеренно идут на контакт со злом. Сама природа поместила анчар на край вселенной.

Сопоставлены в стихотворении анчар и царь: последний стал своеобразным анчаром для мира людей, ведь стрелами с ядом он несет гибель.

Средства художественной выразительности

Проведя художественный анализ стихотворения Пушкина «Анчар», можно сделать вывод, что оно богато изобразительными средствами:

  1. Метафоры (анчар - символ мирового зла).
  2. Эпитеты («властный взгляд», «вихор черный», «послушливые стрелы»).
  3. Оксюморон - сопоставление несопоставимого: «зелень мертвая ветвей». Зелень - символ жизни, употреблена с эпитетом «мертвая».
  4. Использование старославянизмов («вихор», «потек», «хладными») придает тексту библейское, общечеловеческое, торжественное звучание.
  5. Сравнения («Анчар, как грозный часовой»).

Что должен содержать анализ "Анчара" (план)

В школьной программе при изучении темы «Пушкин. "Анчар"» анализ стихотворения неизбежен. Это тема отдельного урока в 8 классе. Необходимо учесть все аспекты и особенности, на которые обратил внимание в стихотворении «Анчар» Пушкин. Анализ по плану сводится к следующему:

  1. Творческая справка: в какие годы жизни было написано стихотворение, факты биографии.
  2. Сюжет стихотворения.
  3. Особенности композиции и жанра.
  4. Художественное своеобразие стихотворения.
  5. Идея и ее развитие (дать описание трех вопросов, поднятых в стихотворении).
  6. Заключение: место стихотворения в творчестве поэта.

Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина - яркий представитель вольнолюбивой и философской лирики поэта. Написанное в порыве чувства справедливости, оно остается актуальным и по сей день. Ведь передел мира (воины идут и сейчас) даже масштабнее, чем в XIX веке. Чем старше становится наша планета, тем больше становится зла и несправедливости.